Государство и народ в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»

Роман «Петр I» занимает особо значительное место в творчестве А. Н. Толстого. На этом произведении лежит печать большого, зрелого художественного мастерства писателя. Страницы его полны глубоких дум и размышлений автора о прошлом своего народа, о судьбах России.
Место героя в образной системе романа зависит от его участия в основном конфликте произведения: политическом, экономическом, социально-бытовом. Происхождение, воспитание и образование оказываются факторами, играющими незначительную роль в характеристике персонажа. Приобщение

к новому может кардинально поменять его облик и судьбу. Главными требованиями при этом являются недовольство прежней жизнью, открытость для восприятия новых веяний, преданность интересам государства, работоспособность.
Представление о труде как о высшем смысле жизни, свойственное народной психологии, является тем обстоятельством, которое позволяет, по логике автора, бывшим «холопам» приобщиться к государственной деятельности, стать царскими соратниками.
Помимо исторических лиц, чья судьба, как, например, Меньшикова, известна благодаря документальным свидетельствам, в романе изображены вымышленные
герои, воплощающие те же чудесные превращения. Прежде всего, это семья Бровкиных. Ее история играет важнейшую роль в романе. С Алешки Бровкина, бросившего «труд холопий» ради вольной жизни беглого, начинается путь семьи наверх. Благодаря Меньшикову и своей «барабанной ловкости» Алеша направлен Петром в первую роту барабанщиком. Оказавшись в Преображенском полку потешных петровских войск, он совершенно меняется так, что родной отец его не признает. Помогая друг другу, умело используя каждый рубль и новое положение Алешки («Ивашкин сын…у царя правая рука»), а главное, напряженно работая, Бровкин начинает подниматься. Его дети учатся грамоте, и все, разнясь по характеру, стремятся не только к личной выгоде, но и к общему благу.
Постепенно беспросветное прошлое забывается: Иван Артемич превратился в «купчину». Александра вышла замуж за «бывшего господина» Бровкиных Василия Волкова. Теперь эта семья уже сама могла купить всю его вотчину со всеми хоромами. Жизнь Ивана Артемича Бровкина проходит вблизи царского двора. Три брата Бровкиных — Алексей, Яков, Гаврила — на государевой службе. Они помощники Петра в строительстве новых крепостей, флота, городов. Они могут и поспорить с царем, но преданы ему и его делу всей душой. Иван Бровкин готов отдать последний рубль для петровского войска.
В быту этой семьи, хотя и сохраняется патриархальный уклад, но в целом все заведено по иноземному образцу. Санька едет в Европу, блистает при королевских дворах. Гаврила учится в Гааге, бывает в Париже, о чудесах которого рассказывает Наталье Алексеевне, пригласившей его помочь в устройстве театра.
Они люди, каких мало, за что особенно ценятся царем. Петр приезжает к Бровкиным сватать для Волкова Саньку, намерен взять ее ко двору. Алексей произведен в подполковники, Яков командует кораблем.
В образе других героев из народа — Цыгана, Овдокима, Жемова — подчеркивается противоположная черта петровского времени: ужесточение гнета и закабаление народа. Но, в представлении автора, такая антигуманность оправдана, так как время требует нечеловеческих, кровавых усилий для работы на благо родины. Таким предстает угрюмый каторжник Федька-Умойся-Грязью, вбивший первую сваю в невский берег.
Герои произведения делятся на сторонников и противников прогрессивных начинаний Петра. Но если царевна Софья, Голицын, бояре, европейские монархи враждуют с царем из-за власти, то для людей из народа все же открыт путь к принятию петровских преобразований.
Показателен в этом отношении образ «иконописца из Палехи» Андрея Голикова. Не находя места в современной действительности или чувствуя себя способным на «воровские дела», Андрей решает искать «тихого пристанища» у раскольников. Чудом спасшись от смерти в горящем скиту, Голиков попадает в солдаты. Увидев его рисунок углем на столе, Петр поручает ему написать портрет императрицы Екатерины.
Народные герои в романе Толстого как бы оттеняют воплощение национального характера — образ Петра. Народу в романе отведено значительное место, показано становление его общественного сознания. В противоположность ревнителям свободы и справедливости для «униженных и оскорбленных» (Овдоким, Нектарий, стрельцы), Петр приносит интересы сегодняшнего дня в жертву будущему России. Трагична судьба всех, кто оказался на стыке двух эпох. Им приходится расстаться с надеждой на мирную спокойную жизнь, на личное счастье.
Но конфликт с историей — удел не только тех, кто не внимает ее голосу. Многие становятся ее жертвами, в то время как для всех есть возможность вершить судьбу страны, внести вклад в мировую историю. Личность в романе трактуется как точка преломления исторических сил, которые иногда действуют наперекор желанию человека. При этом Толстой утверждает, что историю творят личности.
Государство в романе показано как совокупность исторических условий и предпосылок только в самом начале его становления. И здесь огромна роль личности Петра как царя, народного вождя, мирового лидера, исторического деятеля. Вектор развития образа героя из народа, его взаимоотношения с государством определяется глубиной понимания исторического момента в непростой судьбе России.



spacer
Государство и народ в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»