Последний, так и не напечатанный при жизни Пастернака сборник под названием «Когда разгуляется», вобрал в себя избранные работы автора. В книге отчетливо слышна тема обновления, надежды, что стало отражением происходящих в стране перемен. Своеобразным поэтическим манифестом этого сборника стало стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», по замыслу самого писателя открывавшее книгу.
Первое предложение стихотворения становится смысловым центром произведения и несет на себе большую идейную нагрузку:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
Лирический герой находится в постоянном поиске, он стремится найти правду, постичь суть вещей. Желание познать тайны и загадки жизни, жажда деятельности с первых строчек удивляет своей настойчивостью и эмоциональностью.
Стихотворение очень динамично, оно призывает, влечет, в нем есть движение и порыв. Но, как ни странно, автор крайне редко употребляет глаголы (самую динамичную часть речи). Он выражает свои стремления и порывы души в статичных, на первый взгляд, существительных:
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Какое движение, какой порыв чувствуется в этих строках! Не может не восхитить мастерство поэта, сумевшего при помощи простейшего приема перечисления однородных членов придать повествованию такую динамику, напряжение и силу чувства!
В этом стихотворении лирический герой ставит перед собой практически непосильную задачу — проникнуть в тайную суть жизни, вывести ее законы, разгадать ее секреты. Он пытается схватить «нить судеб, событий». Но задача осложняется тем, что герой стремится не просто понять, но и выразить словами общий закон бытия:
О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
Отбрасывая пустые слова, герой ищет главные, основные. Не в этом ли заключается задача и цель поэзии в целом и каждого поэта в частности?.. Пастернак всегда считал, что значимое не обязательно должно быть сложным. Истинность вещей и явлений заключается именно в их простоте. Отсюда желание поэта выразить в восьми строках свойства страсти, которая для Пастернака и есть жизнь. По его мнению, только когда человек чувствует, он живет на самом деле:
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
Это и есть рецепт проникновения в тайну жизни, ее высокий и единственный смысл!
Философия простоты Пастернака находит свое отражение и в композиции, и стихотворном размере произведения. Следует отметить, что четырехстопный ямб в нем чередуется с двухстопным, придавая, таким образом, особую ритмичность, движение всему произведению. Невольно возникает ассоциация со стуком колес поезда, несущегося вперед… Это ощущение усиливается перекрестной рифмой.
Особенно красноречив в стихотворении прием анафоры: «до сущности», «до их причины» и так далее. С каждой строчкой нарастает напряжение, авторское ударение, расстановка акцентов.
Интересны образы природы в этом стихотворении. Она будто оживает, но не как скопление живых и неживых объектов окружающего мира, а как воплощенная поэзия:
Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.
Мир поэзии и мир природы переплетаются, и не вполне понятно, где заканчивается один и начинается другой. Липы выстраиваются у поэта в стройные ряды, подобно словам в строчке…
Как и в поэзии, природа существует у Пастернака и в музыке:
Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
Упоминание Шопена здесь неслучайно, так как сам Пастернак очень серьезно и профессионально занимался музыкой.
Музыкальный рисунок стихотворения продолжает аллитерация — частое повторение согласных «б», «г», «л», «т» придают строкам особый напор.
Закономерно возникает вопрос, разгадал ли лирический герой загадку жизни, вывел ли он ее тайную формулу? Нет, герой еще не познал тайны бытия, так как единственный способ сделать это — продолжать «жить, думать, чувствовать, любить»… Возможно, в этом и заключается разгадка секрета жизни!