Сравнительная характеристика Наташи и Элен

Роман Л. Н. Толстова «Война и мир» — один из величайших шедевров русской литературы. В нем описано великое множество персонажей, наделенных неповторимой внешностью и индивидуальностью. Две героини романа: Наташа Ростова и Элен Курагина (впоследствии Безухова) очень разные, хотя обе принадлежали к светскому обществу. Они полные противоположности друг друга.
Наташа — любимая героиня писателя. Она чуткая и отзывчивая девушка, которая живет эмоциями и чувствами. Вот как описывает ее сам автор: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая,

но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка». Для Толстова красота — это не главное, главное — душевное состояние человека, его внутренний мир. Когда Наташе весело — она искренне смеется, а когда грустно — плачет горькими слезами. Она постоянно в движении. Именно своей непоседливостью и энергичностью она вернула к жизни князя Андрея.
Когда он приехал в Отрадное и остался ночевать, Болконский случайно подслушал разговор двух юных девушек. Это были Наташа и Соня. Наташа восхищалась красотой ночи. Она просто была счастлива, все время приговаривала: «Ах, какая прелесть!» Князь Андрей понял, что жизнь не стоит на месте, что нужно продолжать жить и радоваться каждому прожитому мгновению точно так же, как и эта девушка.
Наташа за всех переживает, ей не безразличны окружающие ее люди, будь то родные и близкие или совершенно не знакомые, но нуждающиеся в чьей-то поддержке. Примером тому служит подготовка к ее первому в жизни балу: «Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни. Она в этот день встала в восемь часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности. Все силы ее с самого утра были устремлены на то, чтоб они все: она, мама, Соня — были одеты как нельзя лучше». То есть, она думает не только о себе, вернее, о себе она думает в последнюю очередь. Она искренне хочет, чтобы ее любимая мать и подруга выглядели на бале как нельзя лучше. Такую же самоотверженность она проявляет и в случае с ранеными, когда вся семья Ростовых покидала имение. Сначала она упросила мать, чтобы та разрешила оставить их у себя в доме. Раненые остались. Но потом, когда Наташа узнала, что они всей семьей будут уезжать, а раненых оставят одних на растерзание врагу, она пришла в ужас. Она воскликнула: «По-моему, это такая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю! Разве мы немцы какие-нибудь?…». Наташа хотела увезти их вместе с собой, рискуя остаться без приданого. Графиня была против, так как она была в первую очередь мать, которой далеко не безразлично будущее своих детей. Но Наташа и слушать не хотела ни о каком приданом. Она не могла оставить этих людей на произвол судьбы. Толстому нравится такая жертвенность со стороны героини. В этом была вся она.
Полная противоположность Наташи Ростовой — гордая Элен. Эта женщина всегда блистала в свете, не отличалась особым умом, но была наделена необыкновенной красотой. В первых главах в гостиной Анны Павловны Шерер автор представляет ее читателям: «Княжна Элен улыбалась; она поднялась с той же неизменяющеюся улыбкой вполне красивой женщины, с которою она вошла в гостиную. Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собою блеск бала, подошла к Анне Павловне». Писатель еще раз подчеркивает то, что, по его мнению, красота для женщины не главное. У Элен же это было единственное достоинство. Она ничего больше не умела, кроме как выгодно показать себя в новом наряде. Элен была порочной и глупой женщиной. Бальное платье было для нее своего рода рабочей одежной, а сам бал уже не вызывал у нее восторга. Автор сравнивает внешний вид ее и Наташи на бале у екатерининского вельможи: «Ее (Наташи) оголенные шея и руки были худы и некрасивы в сравнении с плечами Элен. Ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо». На страницах романа Толстой сравнивает Элен с греческой статуей, она будто сделана из камня. Это очень точное сравнение, так как в духовном плане она пустая. Для нее не существовало таких понятий, как «семья», «любовь», «добродетель». А, когда Элен умерла, она не оставила после себя ничего, кроме сплетен. В памяти людей всплывала лишь ее внешность.
Таким образом, автор представил читателям двух абсолютно разных героинь. Наташа готова жить для других, готова пренебречь собой ради тех, кто в этом нуждается, а Элен живет только ради себя и своих прихотей, она эгоистична. Писатель ценит те человеческие качества, которыми он наделил Наташу, поэтому она — его любимый персонаж.



spacer
Сравнительная характеристика Наташи и Элен