Проблема средств массовой информации встала особенно остро в наш XXI век, так как информационные потоки становятся все интенсивнее, и скорость их измеряется уже не байтами, а гигабайтами. Молодое подрастающее поколение уже не может «фильтровать» ту информацию, которую интенсивно предоставляет ему телевидение. Все труднее ответить на вопрос, поставленный Маяковским: «Что такое хорошо, а что такое плохо?»
А между тем, телевидение действительно начинает играть огромную роль в формировании сознания молодых людей, так как из всех средств массовой информации является самым доступным и «легкоусвояемым» для ума. Книги и газеты, да и вся печатная продукция (кроме, пожалуй, нескольких модных журналов), потеряли былую актуальность.
Но нельзя обезличивать TV и представлять его в виде стоглавого монстра, запрограммированного неизвестно кем, таким образом нивелируя его вину за происходящее. Телевидение делают люди, со своими проблемами и комплексами, они по определению не могут быть объективными и бесстрастными. Поэтому им можно многое простить…
А между тем, профессия журналиста требует именно таких качеств. Лишь немногие из современных ведущих авторских программ могут себе позволить такую роскошь, как беспристрастность, которая определяется, как теперь стало понятно, мудростью и опытом.
К таким журналистам я бы отнес Владимира Познера. Да, он воспитан не нашей страной, его опыт ведения программ на BBC виден сразу, но в настоящее он живет и работает в России. Его передача на «1 канале» представляет собой интерес не только из-за того, что там обсуждаются актуальные общественные проблемы (таких передач пруд пруди), а тем, каким образом они обсуждаются.
Личность ведущего играет здесь немаловажную роль. Познер, как никто другой, мягко и настойчиво умеет охладить разгорающиеся споры, прекратить бестолковую болтовню, когда гость (чаще всего политик) начинает не отвечать на вопрос, а уходить от него. И самое главное, что по его поведению нельзя заметить, какому гостю он отдает предпочтение. Таким образом, поведение Познера в качестве ведущего можно сравнить с поведением природы — он незримо, но ощутимо руководит всеми процессами. Это величайшее мастерство! Именно поэтому я бы поставил Познера на первое место среди всех журналистов современного российского телевидения.
А на последнем месте в моем телерейтинге оказался бы ведущий передачи «Однако» («1 канал») — Михаил Леонтьев. Потому что сарказм хорош только в меру и заговаривание до ядовитой слюны не дает никакой информации. Причем в настоящее время считается, что ядовитые комментарии к происходящим событиям — это ни что иное как свобода слова. А между тем, тот же Леонтьев не обсуждал в своей передаче вопрос о всероссийском митинге против увеличения платы жилищно-коммунальных услуг и монетизации льгот. А не обсуждал потому, что полгода назад «1 канал» с пеной у рта доказывал, что монетизация льгот — великое счастье для народа, и что все, поголовно, до последнего грудного ребенка, согласны! Вот вам и свобода слова! Ее как не было, так и нет. Поэтому я считаю, что вопрос о цензуре может касаться только развлекательной, а не информационной части телевидения.
Да, нельзя без внимания оставлять вопрос о том, что можно показывать по телевизору, а что нельзя! От правильного решения, в данном случае, напрямую зависит будущее нашей страны… И это уже не художественное преувеличение и ненужная патетика. Дети — это будущее, которое формируется в настоящем.
А сейчас, ради зарабатывания денег, телекомпании готовы показывать круглосуточно Верку Сердючку, оправдываясь тем, что «этого требует народ». Но ведь это же не так!! Просто Сердючка и иже с ней не вызывают в человеке непреодолимого желания сходить в театр, почитать книгу, самому написать стихи! А бездельник на диване — это невероятно выгодное положение вещей, так как через какое-то время мозг начинает отвыкать от умственной работы и воспринимать только перемещение цветных картинок на экране. И именно поэтому реклама стала тем почти любимым, хотя и надоевшим сериалом, который смотрят все, кто даже вначале и сопротивлялся…
Вспомните, что происходило в мире из-за скандала с карикатурой на мусульмансокго пророка. Ведь были человеческие жертвы! И складывается такое ощущение, что нужен был только повод. И этот повод был дан не газетой, которая опубликовала порочащую чувства верующих картинку, а СМИ, которые раздули этот скандал, а потом с беспристрастностью летописца освещали события… А сейчас все это дошло уже до судебных дел «о разжигании межнациональной розни»…
Да, если ты хочешь стать журналистом, то необходимо понимать все ошибки предыдущих поколений. Но даже это понимание не дает гарантии того, что индустриальная машина информации не сведет на нет все твои потуги стать «журналистом будущего». Система либо примет тебя, раскаявшегося и смиренного, либо выкинет на задворки радио «Эхо Москвы», как Виктора Шендеровича.