Философское рассуждение “Я ребенок – я человек”

Тема нашего философского рассуждения очень обширна. Детство – это та замечательная пора, которую проживает, прожил или будет проживать любой человек. И по тому, как человек проживет этот отрезок своей жизни, можно судить обо всем, что произойдет с ним позже, по крайней мере, отпечаток будет неизгладимым. Ибо, как сказал поэт, “все мы родом из детства”.
Эту фразу можно взять за основу моего рассуждения, и даже вынести ее в эпиграф.
Многие психологи придерживаются того мнения, что все хорошие и все плохие черты личности закладываются

в детстве, проявляясь во всем своем многообразии уже в зрелом возрасте. А значит, детство – самая важная пора человеческой жизни.
Для примера можно взять такую распространенную вредную привычку как курение. Согласно статистике 90 % будущих заядлых курильщиков пробуют курить сигареты в возрасте до 16 лет. Причем практически 100 % составляют дети родителей, которые сами курят. Ребенок с измальства наблюдает за курящим папой и инстинктивно начинает ему подражать. Ведь он же плохо представляет себе – что такое хорошо, а что такое плохо. Для него в этой жизни пока все интересно, он хочет все попробовать и быть счастливым.
А так как чаще всего самыми близкими людьми для него являются родители, которые иногда смеются, а значит счастливы, то дитя начинает курить из любопытства, а также с уверенностью, что ничего плохого с ним не произойдет. Ведь родители же курят, и ничего!
Но не только родители имеют ключевое значение в развитии психики и мышления ребенка. Немалую роль здесь играет и понятие “общество”, основным средством развития которого является общественное мнение. Если обратиться к “Словарю по этике”, то можно найти такое интересное определение данного понятия: “Средство духовного воздействия общества (массы людей, коллектива, окружающих) на поведение отдельных лиц и деятельность социальных организаций. Это коллективное мнение, осуждающее одни и одобряющее другие поступки, является одним из способов регулирования поведения людей в обществе. Хотя отдельный человек всегда способен и правомочен более или менее самостоятельно судить о значении своих действий, в гораздо большей степени этой способностью обладает масса, коллектив, общество в целом. Само личное сознание формируется у человека в процессе его общественного воспитания, в значительной степени под воздействием мнения окружающих”. Не случайно здесь приведена такая длинная цитата из словаря. Она призвана наиболее широко пояснить рассматриваемое понятие и помочь в дальнейших рассуждениях.
Итак, общественное мнение является напрямую воздействующим на человека условием его развития. Проще говоря, ребенок развивается в атмосфере традиций и устоев, которые и формируют его привычки и мышление. Причем общество внутри себя делится на различные подгруппки, а значит, свод законов у каждой социальной или профессиональной группы будут немного отличаться друг от друга. Именно поэтому в семье алкоголика, скорее всего, не вырастит ученого. Хотя бывают и исключения, лишь подтверждающие общее правило. Причем эта закономерность отнюдь не зависит от материального положения. Главным здесь являются жизненные идеалы, привитые ребенку с детства.
Общество постоянно предъявляет к человеку требования о соответствии его некой норме. Притом что понятие нормы постоянно изменяется. И это означает, что люди, которые жили двадцать, тридцать, пятьдесят лет назад совершенно различаются между собой. Таким образом, общество меняет свои требования к отдельному человеку примерно каждые десять-пятцадцать лет.
Так какова же она норма? Чем она определяется? И каким образом ранее непреложная истина превращается в отвергаемое прошлое? И самый главный вопрос: что несет за собой отвергание традиций? Какой ущерб наносится отдельной личности, в частности, ребенку? И есть ли какие-то вечные ценности, не меняющиеся год от года, на которые следует делать упор при воспитании ребенка, чтобы сделать его психику более устойчивой к переменам извне?
Вот это тот необходимый перечень вопросов, ответы на которые очень важны для понимания современной ситуации, складывающейся вокруг вопроса о воспитании личности в обществе.
“Словарь по этике” на первый вопрос отвечает так: “Норма моральная (лат. Правило, образец) – выступает в двояком виде – как элемент моральных отношений и как форма морального сознания. С одной стороны, это норма поведения, обычай, постоянно воспроизводимый в однотипных поступках множества людей как нравственный закон, обязательный для каждого человека в отдельности. Ее обязующая сила для каждого отдельного человека основывается на воздействии массового примера, общественного мнения”. Примером здесь могут служить “Десять заповедей”, изложенных в Библии, а также взгляд на замужество в современном обществе. Если библейские заповеди являются в настоящее время нормой правовой (то есть ее неисполнение наказуемо), а значит практически не действующей, то понятие о необязательности официального заключения брака у современной молодежи действует. Вот она и разница между нормами прошлого, которые продолжают существовать, и нормами настоящего, которые во многом опровергают прошлое и активно творят настоящее. И общество настолько гибко в своей жизни, что позволяет взаимно существовать двум абсолютно противоположным категориям.
Теперь пришло время ответа на второй вопрос: “Чем же определяется норма?”. В данном случае, глупо обращаться к какому-либо словарю, так как он даст понятие только мертвой истины, а нужна практика. Норму поведения человека, по моему мнению, во многом определяет научный прогресс.
К примеру, развитие средств массовой информации и вообще информационного рынка привело к тому, что современный человек стал жить в более напряженном ритме, с большей скоростью. Это приводит к появлению новых видов транспорта, топлива, средств связи. На это должно затрачиваться огромное количество ресурсов, а значит и добыча этих ресурсов должна повышаться. Все это как снежный ком повлекло за собой появление товарно-денежных отношений между людьми, борьбу за рабочие места, а также повышение стоимости интеллектуального труда. Если в средние века образование считалось уделом лишь немногих (священников), а в XVIII веке только мужчин из благородных семейств (женщины занимались изучением изящных искусств), то в наш XXI век школу оканчивают 95% населения развитых стран, а высшее образование получает практически половина из вышеозначенных.
Именно в связи с этим возникает еще одна проблема – продолжительность детства. Как утверждают психологи, длительность периода детства ребенка должна быть не менее 12-15 лет. То есть в это время человек должен изучать этот мир опосредовано от общества и его норм, не забивая голову знаниями. Это ведет к развитию гармоничной личности со здоровой психикой. Но те же самые психологи говорят о том, что способность обучаться понижается у ребенка год от года. Поэтому возрастной порог обучения детей понизился уже до 3-х лет. Именно в это время дитя начинают уже учить читать и понимать другие языки. А раньше, еще в 50-х годах, в школу дети поступали совершенно неграмотными, и это не считалось ужасным.
То же самое происходит и с началом самостоятельной деятельности – работой. Во всех городах нормой стало открытие различных центров занятости молодежи, где еще школьникам предлагают поработать (хотя и по нескольку часов в день), а значит и заработать деньги.
Общество утверждает, что такое положение дел оберегает подростков от праздности, а значит и от развития вредных привычек. Но есть и оборотная сторона медали – неврозы стали распространенным заболеванием у детей. И связано это с большими умственными нагрузками. Дети перестают играть в игры на улице, так как это воспринимается взрослыми как “шатание”. Поэтому для того, чтобы было хотя бы какое-то физическое развитие, родители определяют своих чад в различные кружки, где командный дух рождает соперничество, а соперничество выделяет проигравших. А это, в свою очередь, убивает всю радость от игры.
Таким образом, сокращение периода детства ведет во многом к негативным последствиям, хотя и является продуктом современного ритма жизни.
Так вот именно из-за меняющегося ритма жизни и происходит замена одной нормы другой. И это изменение приносит ущерб психике детей. Это происходит потому, что родители заведомо относятся к другому поколению, с другим набором норм, а ребенок общается не только с ними, но и со своими друзьями. Это несовпадение норм ведет к душевному кризису, и, как следствие, к конфликту отцов и детей, как известно, непреодолимому.
Но есть ли какие-то вечные ценности, не меняющиеся год от года, на которые следует делать упор при воспитании ребенка, чтобы сделать его психику более устойчивой? Конечно есть, и воспитание их необходимо. К таким ценностям относятся “Десять заповедей”, о которых говорится в Библии. Они запрещают убийство, прелюбодеяние, кражу и другие вещи, не делая которые, человек считался и считается хорошим. Но в настоящее время воспитание морали подростков стало заметно менее интенсивным. С одной стороны, подрастающее поколение стало более свободным в области мышления, появляется большая вероятность воспитания личности. Но с другой – дети начинают презирать любые, даже самые логичные, правила, а также меры личной безопасности, считая страх за свою жизнь чем-то вроде пережитка. Это приводит к неизбежной анархии.
Проблема современных средств массовой информации встала особенно остро в наш XXI век, так как информационные потоки становятся все интенсивнее, и скорость их измеряется уже не байтами а гигабайтами. Молодое подрастающее поколение уже не может фильтровать ту информацию, которую интенсивно предоставляет ему телевизор. Все труднее ответить на вопрос, поставленный Маяковским, – “Что такое хорошо, а что такое плохо?”. А между тем, телевидение действительно начинает играть огромную роль в формировании сознания молодых людей, так как из всех средств массовой информации является самым доступным и “легкоусвояемым” для ума. Книги и газеты, да и вся печатная продукция (кроме, пожалуй, нескольких модных журналов) потеряли былую актуальность.
Именно поэтому нельзя оставлять без внимания вопрос о том, что можно показывать по телевизору, а что нельзя! От правильного решения, в данном случае, напрямую зависит будущее нашей страны… И это уже не художественное преувеличение, ненужная патетика. Дети – это будущее, которое формируется в настоящем. А сейчас, ради зарабатывания денег, телекомпании готовы показывать круглосуточно Верку Сердючку, оправдываясь тем, что “этого требует народ”. Но ведь это же не так!!! Просто Сердючка и иже с ним не вызывают в человеке непреодолимого желания сходить в театр, почитать книгу, самому написать стихи! А бездельник на диване – это невероятно выгодное положение вещей, так как через какое-то время мозг начинает отвыкать от умственной работы и воспринимает только перемещение цветных картинок на экране. И именно поэтому реклама стала тем почти любимым, хотя и надоевшим сериалом, который смотрят все, кто даже вначале и сопротивлялся…
Но “диванный бездельник”, уныло лежащий в обнимку с пультом, отнюдь не самый худший продукт современной теле-индустрии. Намного страшнее другая разновидность “разучившихся читать” – это “активнодействующий негодяй”. Таких людей может вдохновить на подвиг любая мало-мальски понятная идея, которая будет еще и достаточно простой для выполнения. А распространением таких доступных и простых идей и является телевидение, а точнее сериалы, которые по нему транслируются! И эти идеи могут быть достаточно “гуманными”, например, “во имя любви можно сделать что угодно”, а могут привести и к появлению антисемитизма или фашизма (я имею ввиду преследование различных инакомыслящих).
В итоге, по обилию сериалов можно подумать, что у нас полстраны в бандиты записались. А кто еще не записался, тот мечтает записаться. И начнется тогда, временами, конечно, беспокойная, но такая красивая, благородная бандитская жизнь! Вот тогда-то на сцене и появятся “активнодействующие негодяи”, которые не будут иметь представление о совести, о долге, которые будут руководствоваться гнилыми идеями, почерпнутыми из телепередач.
Но чтобы такого не произошло, необходимо оберегать детей от какого-либо зомбирования общественными идеями и общественным мнением.



spacer
Философское рассуждение “Я ребенок – я человек”