Для многих людей лето — время заслуженного отдыха, долгожданного отпуска. Время яркого солнечного света, безмятежного лежания на пляже и плавания в море… Бесчисленное множество фотографий, впечатлений, восторгов, радости, яркие воспоминания, которые будут с нами всю зиму, поддерживая и ободряя, когда становится грустно. Но есть в жизни каждого лето, которое запоминается на всю жизнь не интересными поездками и долгожданным ничегонеделанием, а упорным трудом, невероятными перегрузками и нескончаемой чередой экзаменов. Таким было для меня это лето.
В конце июня, получив аттестат и вдоволь повеселившись на выпускном вечере, я перестала быть школьницей. Для меня наступило сложное, переходное время. Неопределенность пугала меня, вгоняла в нервозное состояние. Абитуриент — уже не школьник, еще не студент. Но кто? Мне стало интересно, откуда произошло это слово. Оказывается, от латинского abiturientis — «собирающийся уходить», то есть первоначальное значение этого слова — «выпускник». В России это слово появилось в середине девятнадцатого века — оно было заимствовано из немецкого языка (немецкое abiturient — «сдающий выпускные экзамены»).С этого времени значение слово поменялось, и теперь оно обозначает «поступающий». Аби-ту-риент. Красивое слово. Страшное слово.
Я поступала сразу в несколько ВУЗов, и при этом надеяться приходилось только на собственные силы. Медаль, которую я получила в школе, практически не давала привилегий — она не освобождала от экзаменов, не снижала требования к уровню знаний. На мой взгляд, к медалистам относятся даже строже, чем к остальным абитуриентам.
Как и большинство других, я сначала попыталась поступать в Большой Университет. Мне никогда не казалось, что я смогу поступить туда, тем более что обществознание (третий, и самый сложный вступительный экзамен) мы в школе не изучали. Но я решила, что нужно хотя бы попытаться, зажмурила глаза и ринулась напролом.
Первым экзаменом было сочинение. Поскольку писали мы его в Петергофе, в здании физического факультета Университета, мне пришлось очень рано встать. Я очень сильно боялась: мне казалось, я ничего не знаю, в голове все путалось. Чацкий, Онегин, Базаров, Раскольников, Болконский, Понырев… В большом количестве прочитанные и перечитанные произведения литературы девятнадцатого и двадцатого веков, собственные сочинения, учебники, критические статьи упорно не хотели выстраиваться в систему. Кроме того, я не знала, куда ехать. Там не было ни моих друзей, ни знакомых учителей… Я не знала, куда иду. Не знала, что будет ждать меня там. Я боялась неизвестности.
Тема, предложенная на экзамене, удивила и обрадовала меня: «Поколение Чацкого глазами Фамусова». Хоть я и не успела перечитать ни свои работы по «Горю от ума», ни само произведение, я достаточно хорошо помнила и текст, и критику (например, статью Гончарова).
Шок, который полностью не прошел до сих пор — итоговая оценка за работу. «Четыре». Моя первая «четверка» за сочинение. Еще обиднее и грустнее мне стало, когда я выяснила, за что мне поставили «четверку». За запятую. Одну запятую. Чтобы получить «пять», нужно не сделать ни одной ошибки. Количество ошибок прописывается дробью (орфография/пунктуация, стилистика). Я посмотрела в конец работы и увидела: «0/1П» («П» — пунктуация). Это сломило меня, и на экзамен по математике я ехала уже в очень мрачном настроении.
Этот экзамен представляет собой пять заданий по всему курсу школьной математики (все разделы вперемежку), но на более высоком уровне, то есть задания достаточно сложные. Система оценки — по баллу за каждое задание.
Правильные ответы были вывешены у выхода, и я смогла взглянуть на них, когда вышла из аудитории, сдав работу. И расстроилась еще больше: совпадало только три ответа, я бы даже сказала, два с половиной — в одном задании у меня была небольшая помарка. Тогда я поняла, что у меня практически нет шансов набрать достаточное количество баллов, учитывая, что на «отлично» по обществознанию рассчитывать не приходится. И тогда я подала документы (копии, конечно) в ИТМО.
Мне всегда нравилась и экономика, и программирование, и я решила: не получится одно, попробую другое. И поступила — написала математику! Двадцать заданий, которые нужно было выполнить за сорок пять минут — так называемый «академический час». Я справилась, и в числе девяти (из тридцати человек нашей подгруппы) получила «зачет». И очень обрадовалась. Страшное слово «абитуриент» уже не пугало меня, неопределенность не заставляла нервничать и суетиться в стремлении «не остаться на улице».
Но в Большой Университет я все таки съездила и выяснила, что по математике у меня «четыре», а проходной балл — двенадцать. Может быть, попытаться сдать последний экзамен?
И тут мне открылась новая возможность, о которой я и не думала раньше — СПбГУЭФ (ФИНЭК). Я узнала, что поступающим туда медалистам достаточно хорошо написать математику, чтобы быть зачисленными. И я попробовала.
Тот день — шестнадцатое июля — для меня теперь настоящий праздник. После того, как результаты вывесили в приемной комиссии, я попыталась посмотреть, но не смогла пробраться сквозь толпу. Тут ко мне подошел папа (он очень высокого роста) и сказал: «Ну что же, теперь у тебя есть выбор: ты — студентка двух ВУЗов, какой выбираешь?»
Мама даже расплакалась от счастья. А я стояла как вкопанная, без движения, широко открыв глаза. У меня было такое ощущение, как будто мои руки и ноги наливаются свинцом. Я не могла ничего сказать. Не могла даже улыбнуться. Нервное напряжение не спадало, зато навалилась усталость. Я осознала, насколько же я измучена, как же мне нужно отдохнуть.
Но чуть попозже, осознав сказанные мне слова, я обрадовалась. Я была счастлива. И я поняла, что добилась того, чего хотела всегда. Ведь я считала, что поступить в ФИНЭК практически невозможно, и никогда даже и не мечтала об этом.
На следующий день у меня должен был быть последний экзамен в Большой Университете — по обществознанию, но я не поехала его сдавать. Я вернулась в ИТМО, забрала свой аттестат и поблагодарила женщину, которая принимала вступительный экзамен, за то, что она оценила мои знания. Ведь только после этого экзамена я обрела уверенность в себе, уверенность в том, что я смогу сдать математику на «отлично».
Я успела забрать документы до общего потока, так что на следующий день на мое место мог претендовать кто то другой… Моя жизнь изменилась. Некоторое время назад я жила надеждами, а тут дала надежду другому.
Мне было жалко покидать ИТМО, где меня так хорошо приняли, но я знала, что сделала правильный выбор, и у меня было хорошо на душе.
Сейчас у меня уже есть студенческий билет, я слушаю лекции и мне уже даже задан реферат по философии. А это лето, которое всего два месяца назад казалось мне кошмаром, я буду вспоминать очень долго, но уже гораздо более спокойно, относясь к неудачам по философски.