Картина «Облака 1945» — одна из работ известного советского живописца Гелия Михайловича Коржева. Художник родился в 1925 году в Москве в семье архитектора и учительницы русского языка и литературы, что во многом определило его будущую профессию. Мать привила будущему художнику любовь к чтению, ему с детства разрешалось пользоваться домашней библиотекой. Именно в книгах мальчику впервые открылась правда жизни. Работа отца разожгла интерес Гелия к искусству, поэтому он решил поступать в художественный институт, который закончил в 1950 году.
Г. М. Коржев — один из основателей популярного в 60-х годах «сурового стиля». Суровую музу, музу правды, художник обрел в оккупации во время войны, и пронес ее через всю свою жизнь, остался ей верен. Об этом говорят особенности его стиля: мрачная палитра, контрасты света и тени, глубокая эмоциональность героев. Эти черты характерны для всех его работ, в том числе, для цикла «Опаленные огнем войны» (1962-1967), удостоенного в 1986 году золотой медали им. М. Б. Грекова.
Каждая из шести картин — содержательная, глубокая по мысли, оригинальная по композиционному строю — создает вполне завершенный художественный образ. Все вместе они являют собой эпическую панораму жизни, борьбы, страданий людей, чувств народных. Поэтому цикл «Опаленные огнем войны» обладает необыкновенной притягательной силой.
Картина «Облака 1945» входит в этот знаменитый цикл. На переднем плане изображены старая женщина и мужчина помоложе, скорее всего, ее сын. Женщина сидит на скамейке, а мужчина присел на землю. Их лица усталые и изможденные. У мужчины нет ноги, и мы можем предположить, что он потерял ее на фронте. Позы героев очень «кинематографичны», это характерно для всех картин данного цикла.
Мужчина и женщина сидят на опушке леса, на пригорке. Чуть поодаль изображено дерево. На заднем плане мы видим девочку, она закрывает лицо рукой, потому что ее слепит солнце. Она стоит и смотрит на небо.
Цветовая гамма картины сдержанна: глубокий черный, кирпичный, коричневый, серый, горчичный цвета преобладают. Спокойные тона в волшебном переплетении оттенков придают образам матери и сына сдержанность и суровость.
Однако даже эта сдержанность, спокойствие, какая-то «землистость» красок способны передать живописный контраст природы с суровыми образами матери и сына. Земля-кормилица полна сил. Эти же люди отдали ей свои лучшие годы, силы и здоровье. Это еще раз подчеркивает важность и скорбность их образов.
Картина полна трагизма. Внутреннее состояние героев, их думы, надежды, переживания раскрыты эмоционально очень полно, даже, может быть, чересчур кричаще полно и остро.
Еще более горестными образы матери и сына делают свежие светлые краски неба. Голубое, почти лазурное небо с плывущими по нему белыми облаками контрастирует с мрачными и печальными фигурами людей. Однако мы не можем сказать, что образ девочки, которую мы видим на заднем плане картины, так же скорбен и хмур. Совсем наоборот, она вся освещена солнцем, ее образ светел и ясен. Девочка смотрит в небо и видит там мир, бегущие белые облака и солнце, а не самолеты, бомбящие ее деревню. Она — будущее, в то время как мать и сын — прошлое. Суровое, беспощадное прошлое.
Г. М. Коржев — мастер сюжетно-тематической картины, композиционное построение его работ самобытно и оригинально. Однако это полотно особенно. «Писалась эта картина, — говорит автор, — мучительно и долго. Со времени войны прошли годы, десятилетия. А в памяти всплывают искалеченные, исковерканные судьбы людей. Цепкая детская память сохранила и этот цветистый разнотравьем косогор под селом Воскресенским, и колченогого мужика, тоскующего по своему извечному хлеборобскому делу, и наших великомучениц женщин, взваливших на свои плечи тяготы военного лихолетья. Она ведь была тогда в прямом смысле и жнец, и швец, и на дуде игрец. Поклониться им, неприхотливым и неизносимым, мужикам и бабам, возгордиться их суровой и доброй душой захотелось мне этой картиной».
Художник поведал людям о том, что чувствовали многие. И сказал об этом с беспощадностью. Он хотел привлечь внимание общества к человеку, его проблемам, его горестям, его судьбе. Мы видим, как опечалены и задумчивы мать и сын. Их тяжелые думы о жизни, искалеченной войной, не дают им покоя.
В своей работе Коржев попытался показать проблемы войны и мира через душу людей, рассказать историю страны через человеческие судьбы. Автор хотел искренне показать всю правду войны, но не через напыщенный героизм и триумф, а через трагедию отдельных людей.
У этой картины Г. Коржева всегда подолгу останавливаются посетители выставок — притихшие, задумавшиеся, размышляющие. В чем же секрет такого пристального внимания зрителей? Эта картина, как, впрочем, и большинство работ Г. Коржева, поражает своей мощью, гармонией, глубоким психологизмом. Она наполнена острыми человеческими переживаниями, болью. Она притягивает к себе, и зрителю хочется побыть наедине с собственной совестью, задуматься о смысле той войны, которая хоть и давно закончилась, но все еще гремит в сердцах многих людей. Сколько было искалечено жизней, сколько передумано тяжелых дум, сколько пережито бессонных ночей, сколько выплакано горьких слез! Но облака в небе светлы, небо лазоревое, будущее радужно.
Мне эта картина очень понравилась. Я считаю, что она учит людей не забывать о войне, особенно сейчас, ведь скоро мы будем отмечать шестидесятилетие победы в Великой Отечественной войне.