Сочинение по картине В. М. Васнецова “Баян”

Чудесный памятник по себе оставит Васнецов русским людям.
Они будут знать в лицо своих святых, угодников и мучеников,
всех тех, на кого они хотели бы походить
и что есть их заветный идеал.
М. Нестеров.
Картина В. М. Васнецова “Баян” (1910) продолжает фольклорную тему, столь характерную для этого русского художника. Сам Васнецов считал, что “…в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим”. Именно поэтому темами и героями его картин

так часто становились народные персонажи и сюжеты.
Так и полотно “Баян” освещает широко известный сюжет о древнерусском певце Баяне. Об этом слепом гусляре, хранящем в недрах своей памяти многие важнейшие события истории Руси, мы знаем, прежде всего, из “Слова о полку Игореве”. Неизвестный автор прославляет старого Баяна. Описывая его творческую манеру, он говорит об этом певце как о хранителе русских традиций. В “Слове” Баян является олицетворением самой Руси.
Думаю, что и Васнецов воспринимает Баяна точно так же. На картине он располагается не в центре, поскольку на вершине холма, где происходит
основное действие, сидит князь и его ближайшие дружинники. Так полагается по иерархии, однако настоящий центр картины смещается вправо, где сидит именно Баян. Взоры практически всех воинов обращены на этого старца, он завладел вниманием всех присутствующих, которые собрались не только на холме, но и за ним. Мы смутно различаем лица воинов, стоящих на заднем плане полотна. И мы понимаем, что этих воинов очень много. Они олицетворяют ту силу, что призвана защитить Россию, ее воинов и заступников.
Баян запечатлен художником во время “магического процесса” – исполнения песен. Седые длинные волосы этого героя развеваются на ветру, на его ице выделяются большие горящие глаза, направленные куда-то вдаль, “в” те события, о которых поет знаменитый гусляр.
Большие гусли почти полностью закрывают тщедушное тело Баяна, одной рукой он водит по струнам, а другой свободно и широко размахивает, помогая себе в своем рассказе. Именно движения этого героя помогают понять величие и масштаб его рассказов.
От всей фигуры Баяна веет чем-то магическим, он похож на старого колдуна, которому подвластны все стихии, которому известны все тайны мироздания и судьбы России.
Мы понимаем, что Баян – безусловный автортет. Его уважают и все воины, сидящие вокруг, и сам князь. Глаза мужественного и величественного предводителя воинов устремлены на поющего старца. Князь задумчив, но и вдохновлен былыми победами предков. Мне кажется, он испытывает гордость за свою державу, чувствует ответственность за то, чем он владеет и правит.
Интересно, что почти все пожилые воины, находящиеся рядом с Баяном, сидят в глубокой задумчивости. Почти никто из них не смотрит на поющего старика, они погружены в свои думы и воспоминания. Видно, что они размышляют о былых боях, ведут собственный подсчет победам и потерям, вспоминают погибших друзей и скорбят о них.
А вот молодых воинов песни слепого гусляра вдохновляют на новые победы, на новые подвиги. Об этом свидетельствуют лица и фигуры дружинников на переднем плане картины.
На всем полотне выделяются два светлых пятна, которые неизбежно привлекают внимание зрителя. Справа – это фигура Баяна. Слева же – образы старика и отрока, почти совсем мальчика. Две эти фигуры объединены, связаны между собой. Кажется, что они составляют единое целое.
Старик полностью погружен в себя, мы понимаем, что рассказы Баяна всколыхнули в нем море воспоминаний. Отрок также погружен в свои думы. Он напряженно вглядывается куда-то вдаль и, в то же время, внутрь себя. Вполне возможно, что этот мальчик – княжеский сын, будущий правитель и воин. Слушая песни Баяна, он готовит себя к тому, что предстоит ему сделать, учится на примере дел его предшественников.
Вообще, мне кажется, что эти две белые фигуры, вкупе с фигурой князя, объединены в одно целое. Они, по мысли художника, воплощают прошлое, настоящее и будущее России. И эта композиционная фигура неразрывным образом связана с фигурой Баяна. Мне кажется, в этой связи есть глубокий смысл – Баян как воплощение русского народа, самой Родины как бы благословляет этих людей, доверяет им самое ценное и дорогое.
И делает он это не в самые простые для России времена. Мне кажется, что воинам, собравшимся вокруг Баяна, предстоит серьезная битва. По-видимому, отчизне снова, как это не раз уже бывало, угрожает какая-то опасность. Об этом свидетельствует, как мне кажется, и суровое, предгрозовое небо, занимающее практически половину картины.
На заднем плане полотна мы видим русский пейзаж – небольшое озеро, реку, лес. Все это, в сочетании с холмом, на котором происходит действие картины, снова заставляет обратиться к “Слову о полку Игореве” и вспомнить строки “О Русская земля! Ты уже за холмом”.
Русским воинам предстоит важная битва, они как бы просят благословления и защиты, оберега у Баяна – именно так мне видится сюжет данной картины.
В целом, полотно В. М. Васнецова “Баян” – глубоко “русское” произведение, наполненное любовью к родной стране, восхищением ее прошлым, забой о настоящем и мечтами о будущем.



spacer
Сочинение по картине В. М. Васнецова “Баян”