До того, как Фонвизиным была написана комедия «Недоросль», слово, заключенное в названии, не носило ругательный оттенок, а обозначало человека, не достигшего совершеннолетия (21 года). Фонвизин впервые употребил слово «недоросль» в переносном значении, и после постановки пьесы это слово начало ассоциироваться у многих с Митрофанушкой, главным действующим лицом комедии, а значит, с «маменькиным сынком», невежественным бездельником.
Название комедии подразумевает не только Митрофанушку. Оно характеризует целую эпоху и охватывает ряд проблем, поднятых в комедии: прежде всего, проблему дворянского воспитания, а также тему нравов дворянства того времени.
Идея, заложенная в названии и содержании комедии, такова: Фонвизин через образ Митрофанушки хотел показать, что «недоросль» так и останется «недорослем» в любом возрасте. Молодой человек, выросший в доме Простаковых в окружении Скотининых, получая образование у Цыфиркиных и Вральманов, никогда не будет учиться уму-разуму, расти нравственно и духовно. Митрофанушка — образ сатирический, характеризующий молодое поколение того времени. Позже это имя стало нарицательным, синонимом круглого невежды, ничего не знающего и ничего не желающего знать.
В буквальном переводе Митрофан означает «являющий свою мать», то есть похожий на свою мать. Это яркий тип избалованного «маменькиного сынка», выросшего в невежественной среде крепостнического дворянства. Домашняя обстановка и нелепое, уродливое воспитание духовно погубили и развратили его. Митрофан не лишен ума и сообразительности, но положительные его качества принимают знак «минус», он использует их не для выполнения заданий по математике, например, а исключительно для собственной выгоды. Он прекрасно видит, что полновластной хозяйкой в доме является его мать, и он подлаживается к ней, прикидывается нежно любящим ее сыном или пугает ее угрозой утопиться, если не уберегут его от кулаков дядюшки и будут мучить чтением часослова. Лень пронизывает всю жизнь Митрофанушки. Он не желает учиться, не хочет ничего делать, и даже собственную женитьбу видит как способ избавится от учителей и уроков: «Не хочу учиться — хочу жениться!» — заявляет он маменьке.
Основная проблема воспитания того времени — недостаток самостоятельности. Будущие взрослые Митрофанушки знают, что все за них сделают родители или родственники: накормят, выучат, женят. А зачем тогда вообще учиться наукам и думать своей головой? Наиболее точно эту проблему Фонвизин высказывает устами Стародума: «Что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу-крепостному? Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое: старый дядька да молодой барин». К сожалению, даже если дворянский ребенок наделен от природы умом, способностью здраво мыслить и рассуждать, эти качества будут загублены на первых порах взросления усилиями родителей и учителей. Фонвизин ставит тему воспитания как важный общественный и политический вопрос: надо воспитывать дворян как граждан, как передовых и просвещенных деятелей страны, а не как нахлебников, невежд и барчуков.
Таким образом, название комедии охарактеризовывает целое поколение дворянских детей в лице Митрофанушки, «жертвы» своего времени. У зрителей возникает закономерный вопрос: кто виноват, что делать? Просмотрев или прочитав комедию, начинаешь понимать, что виновата среда, в которой растут и образовываются будущие дворяне, и решить эту проблему в одночасье невозможно. Взрослые «недоросли», к сожалению, встречаются и в 21 веке. Однако, выход из этой ситуации прост, на первый взгляд, но сложен в реализации: учиться, не лениться и быть самостоятельным, а не надеяться на помощь со стороны.