Комедия «Недоросль», написанная в 1781 году, стала главным произведением Д. И. Фонвизина. Она по праву считается высшим достижением русской драматургии XVIII века.
Эта пьеса явилась первой общественно-политической комедией в России. Ее основной задачей, по мысли Фонвизина, было изображение современных писателю общественных нравов как результата сложившейся в обществе системы взаимоотношения людей. Наглядным «результатом» этих современных нравов стал в «Недоросле» Митрофанушка Простаков — сын госпожи Простаковой, типичный представитель молодого русского дворянства. Его характер, склонности, взгляды на жизнь, привычки — все это результат недостойного, развращающего воспитания. Оно, по мнению драматурга, идет не столько из семьи, сколько от политики государства, лелеющей недостатки и пороки дворянства, превращающей элиту государства в балласт, жестоких крепостников, праздных небокоптителей.
Митрофана характеризует отношение к своей няньке Еремеевне, его омерзительное обращение с отцом и дядей, моментальная готовность «за людей приниматься» (то есть чинить расправу над крепостными), наплевательское отношение к родной матери. Все это в сочетании с невежеством, нежеланием учиться, косностью и чувством вседозволенности показывают, что из Митрофанушки в недалеком будущем получится деспот, жестокий крепостник, глумящийся и уничтожающий все вокруг.
На протяжении всего произведения драматург рисует картины разложения русского дворянства. С первой же сцены Фонвизин представляет мир, в котором одни люди владеют другими людьми. Главная фигура этого мира — госпожа Простакова, «презлая фурия» и «госпожа бесчеловечная». Она полновластная хозяйка своих крестьян, от ее ничем неограниченного произвола зависит судьба рабов: старухи Еремеевны, Тришки, девки Палашки, других крестьян, обеспечивающих ее благосостояние. Но Простакова простирает свою деспотическую власть не только на крепостных, но и на свою семью: мужа, Софью, Скотинина — на всех, в ком не встречает отпора.
Но, по мысли Фонвизина, рабство убивает все человеческие чувства не только в крестьянах и холопах, но и развращает самих крепостников. Они утрачивают честь, достоинство, человечность и сами превращаются в рабов своих страстей и пороков. Таким образом, одна из основных мыслей Фонвизина заключается в том, что деспотизм уничтожает человека в человеке и разрушает общественные связи людей.
Не менее важной проблемой в комедии является проблема воспитания. Драматург считает, что она имеет важное государственное значение, ибо только в правильном воспитании находится источник спасения от грозящего обществу зла. История воспитания Митрофанушки Простакова объясняет, откуда берутся скотинины и что следует изменить, чтобы они более не появлялись. По мнению Фонвизина, нужно уничтожить рабство и преодолеть путем нравственного воспитания пороки человеческой натуры.
Знаменателен финал комедии. Простаковых ждет заслуженное наказание — приходит распоряжение властей взять имение под опеку. Но появление Правдина с указом в руках разрешает конфликт лишь формально. Испуганный Скотинин, виновный в подобных же злодеяниях, благополучно уезжает в свою деревню. Зритель убежден в том, что и Простаковы тоже не очень пострадают и будут впредь лишь осторожнее.
Заключительная сцена, в которой госпожу Простакову, лишенную власти, покидает даже ее любимый сын, свидетельствует о том, что порочный человек своими поступками готовит себе справедливое наказание. Но эта сцена должным образом характеризует и Митрофана. Ведь он — результат воспитания, прежде всего, своей маменьки. Трусливый, подлый, лишенный чувства собственного достоинства, не уважающий и не любящий даже свою мать, этот человек стал воплощением современного Фонвизину молодого дворянина.
Важно, что Митрофан — недоросль, то есть совсем еще молодой человек, который в будущем должен стать опорой России. Я думаю, что, по мнению автора, еще возможно перевоспитание этого героя, главное, чтобы ему попались хорошие учителя. Такими в пьесе выступают Правдин, Стародум, Милон. Их говорящие имена проясняют не только те идеи, которые они воплощают в комедии, но и отношение к ним самого автора.
Таким образом, название комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» концентрирует в себе основную идею произведения — необходимо пересмотреть развращающую политику государства относительно русского дворянства и исправлять сложившуюся ситуацию просвещением и воспитанием. Только это сможет изменить положение и предотвратить катастрофу разложения страны.