Комедия «Горе от ума» — величайшее произведение русской литературы. В ней поставлены чрезвычайно важные вопросы эпохи, наступившей после войны 1812 года, — времени зарождения и развертывания декабристского движения в стране.
Специфика конфликта, жанровое своеобразие, особенности языка и стиля комедии использованы автором для достижения главной целя — показа борьбы двух эпох русской жизни — «века нынешнего» и «века минувшего». Грибоедов — новатор своего времени. Отступая от канонов классицизма, он превышает допустимое количество действующих лиц. Кроме того, в комедию вводится большое количество внесценических персонажей, число которых превышает сценические, что также является новаторством для классицистического произведения.
Все образы в комедии мы можем разделить на три группы: главные герои — они участвуют в личном конфликте (Софья, Молчалив, Чацкий, Фамусов и Лиза), второстепенные и внесценические. Ко второй группе относятся гости фамусовского танцевального вечера. К третьей относятся все внесценические персонажи, о которых мы узнаем из диалогов действующих лиц на сцене.
Такая система персонажей неслучайна. Главные герои представлены нам крупным планом, второстепенные дополняют их, помогая наиболее глубокому раскрытию образов, ну а внесценические персонажи расширяют пространственные и временные рамки пьесы. «Горе от ума» — комедия реалистическая, соответственно все действующие лица — это воплощение типичных черт типичных характеров в типичных обстоятельствах.
Таких героев можно разделить на два больших лагеря — представители «века минувшего» и представители «века нынешнего».
Первым и наиболее ярким представителем «века минувшего» является Фамусов. Барин-крепостник, «как все московские», мечтающий заполучить для своей дочери зятя «с звездами да с чинами». Служба для Фамусова, как и для всех представителей дворянской Москвы, — лишь средство продвижения по служебной лестнице. Он придерживается обычая — «подписано, так с плеч долой».
Фамусов не желает принимать ничего нового. Старые обычаи и порядки устраивают все патриархальное общество, а любые изменения могут привести к утрате их социального и материального благополучия. Поэтому неудивительно, что Павел Афанасьевич — ярый противник всяких учений, профессоров Педагогического института, которые «упражняются в расколах и безверьи». «Забрать все книги бы да сжечь», — заявляет он. Как и вся грибоедовская Москва, Фамусов ведет праздный образ жизни, «разливается в пирах и мотовстве»: «во вторник зван я на форели», «в четверг я зван на погребенье», а в пятницу или субботу должен «у докторши крестить», которая «по его расчету» «должна родить» — вот как проходит неделя у Павла Афанасьевича. С одной стороны, Фамусов, как и все герои, типичен, но, с другой стороны, он индивидуален. Здесь у Грибоедова уже нет строгого деления на положительных и отрицательных героев, как было в период классицизма. Фамусов не только барин-крепостник, угнетающий своих крестьян, но и любящий отец, хозяин дома, заигрывающий со своей служанкой.
Его дочь Софья выделяется среди прочих лиц. Увлеченная чтением французских романов, она представляет себя их героиней. Оттого в ее речи много психологических мотивов («себя я, стен стыжусь», «упреков, жалоб, слез моих не смейте ожидать, не стоите вы их»). Обладая властным характером и практическим умом, Софья в будущем будет такой же, как Наталья Дмитриевна, помыкающая своим «мужем-мальчиком, мужем-слугой». В речи девушки нет галлицизмов. Она воспитывалась вместе с Чацким. Софья смело высказывает свое мнение: «Кого хочу — того люблю», — и при этом не заботится, что «станет говорить княгиня Марья Алексевна». Потому-то она и отдает свое предпочтение Молчалину. Софья понимает, что он станет «идеалом московских всех мужей», будет по гроб жизни благодарен за то, что она подняла его до своего уровня, ввела в общество.
Молчалив -.яркий представитель фамусовского общества. Служит в доме Фамусова три года, «числясь по архивам», уже «три награжденья получил». В себе он ценит два качества, «два таланта» — «умеренность и аккуратность», уверен, что «в его лета не должно сметь свое суждение иметь», что «надобно ж зависеть от других».
Цель его жизни — оказаться в нужное время в нужном месте, а главное — следовать заветам отца: «угождать всем людям без изъятья». Он немногословен, использует в своей речи жеманные словечки, что не только соответствует его образу жизни, но и его фамилии — «Молчалин». Каждое слово и шаг у него продуманы. Он умело притворяется любовником дочери своего хозяина, хотя сам питает симпатии к служанке Лизе («Ее по должности, тебя…»).
Главным героем комедии, представляющим «век нынешний», является Александр Андреевич Чацкий, образованный, умный. Ясный и острый ум доказывают, что он не просто умный человек, но и «вольнодумец» . Он — герой-любовник и главный резонер одновременно. И если в любви Чацкий терпит полную неудачу, то свою общественно-обличительную миссию он выполняет. Являясь главным выразителем декабристских идей в комедии, герой в своих гневных речах разоблачает невежество, коварство, жесткость и крепостническую основу фамусовского общества.
Немаловажную роль играет Лиза, служанка Софьи, умная, живая, бойкая девушка. С одной стороны, она субретка (традиционное амплуа классицизма), помогает своей хозяйке устраивать любовные свидания. Кроме того, Лиз’а — второй резонер на сцене. Она дает меткие характеристики героям: «Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий», «Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами», «И Скалозуб, как свой хохол закрутит, расскажет, обморок, прибавит сто прикрас».
Второстепенные персонажи представлены в третьем действии комедии на танцевальном вечере у Фамусова. Они дополняют картину московского барства.
Ярким примером военщины и аракчеевщины является полковник Скалозуб, в образе которого обличены военный карьеризм и увлечение муштрой. Ограниченный и грубый, он пользуется уважением в обществе, ведь он «и золотой мешок, и метит в генералы». Речь его, как и всех героев, авторизирована. Скалозуб говорит односложными и несвязными предложениями, часто строит неправильно фразы: «Мне совестно, как честный офицер!» А Софья говорит, что «он слова умного не выговорил сроду».
Далее перед нами предстает целая галерея представителей московского барства. Это и Горичи, являющие собой типичную дворянскую семью, где «муж — мальчик, муж — слуга», и властная самовлюбленная жена, играющая роль опекуна: «Да отойди подальше от дверей, сквозной там ветер дует сзади». Еще в недавнем прошлом Платон Михайлович «носился на борзом жеребце», а сейчас страдает «рюматизмом и головными болями», «шум лагерный, товарищи и братья» сменены на иное занятие: «На флейте я твержу дуэт А-мольный».
Это и князь Тугоуховский с женой и шестью дочерьми-бесприданницами, который разъезжает по балам в поисках женихов. Это и графини Хрюмины: графиня-внучка — старая дева, вечно всем недовольная, и ее бабушка, которая уже ничего не видит и не слышит, но упорно посещает развлекательные вечера.
Это и «мошенник, плут» Загорецкий, нашедший «защиту от суда» в лучших домах Москвы. Это и господа N. и О., которые нужны только для распространения сплетни о сумасшествии Чацкого, и Репетилов — жалкая пародия на представителей тайного общества. Все они воплощают в себе такое понятие, как «фамусовская Москва».
Наконец, в комедии присутствует большое количество внесценических персонажей, число которых превышает число сценических, что является нарушением канонов классицизма. Роль этих персонажей велика: они расширяют как временные, так и пространственные рамки комедии. Именно благодаря им Грибоедову удается охватить период времени от императрицы Екатерины II до начала правления Николая I. Без внесценических персонажей картина не была бы такой полной. Как и все сценические, их можно разделить на два противостоящих лагеря — на «век минувший» и «век нынешний». Из диалогов, реплик мы узнаем о «Несторе негодяев знатных», который выменял своих преданных слуг «на борзые три собаки», о помещике-балетомане, «не согласившем должников к отсрочке», в результате чего «Зефиры и Амуры все распроданы поодиночке», о сестре Хлестовой Прасковье, для которой Загорецкий «двоих арапченков на ярмарке достал «, и о многих других.
Также мы узнаем и об их отношении к службе, их раболепии и чинопочитании. Это и Максим Петрович, который при надобности «сгибался вперегиб», и Кузьма Петрович, который «был почтенный камергер, с ключом, и сыну ключ умел доставить; богат и на богатой был женат», и Фома Фомич, который «при трех министрах был начальник отделенья», и отец Молчали-на, завещавший сыну «угождать всем людям без изьятья», и другие.
Любимым занятием московских дам являются сплетни. Так, Татьяна Юрьевна, которая «из Петербурга возвратясь», рассказывала про «связь с министрами» Чацкого.
Множество иностранцев, которые ехали в Россию «со страхом и слезами», но из-за невежества московского общества нашли, что «ласкам нет конца». Это и мадам Розье, и французик из Бордо, и танцмейстер Гильоме, которые благодаря своему иностранному происхождению пользовались большим уважением.
Также к «веку минувшему» относятся и представители тайного общества, о котором говорит Репетилов. Все это только жалкая пародия на декабристские собрания. Англоман князь Григорий, любитель итальянской оперы Воркулов Евдоким, «чудесные ребята» Левой и Боринька, гений-сочинитель Удушьев Ипполит Маркелыч, и их председатель «ночной разбойник, дуэлист» — вот те, кто претендует на роль передовых людей своего времени.
Но есть и представители «века нынешнего». Это и профессора Педагогического института, которые «упражняются в расколах и безверьи», и двоюродный брат Скалозуба, который «службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать», и племянник княгини Тугоуховской Федор, который занимается химией и ботаникой, и вся передовая молодежь, от имени которой выступает Чацкий в своем монологе «А судьи кто?..»
И хотя в пьесе много действующих лиц, но в ней нет ничего лишнего: ни одного лишнего героя, сцены, зря сказанного слова, ни одного ненужного штриха. Главные действующие лица в комедии даны крупным планом, второстепенные дополняют картину, а внесценические персонажи расширяют ее временные и пространственные границы. Такая система образов направлена на раскрытие основного конфликта пьесы.