Система образов в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Еще с 20-х годов 19 века А. С. Пушкин проявлял интерес к прошлому своей страны («Борис Годунов», «Полтава» и др.). В 30-е годы в России возросло количество крестьянских волнений. В это время Пушкин приступил к собиранию архивных материалов о восстании Е. Пугачева, он посетил места, охваченные крестьянской войной 70-х годов XVIII века. В итоге работы появилась повесть «Капитанская дочка», в которой объединен труд историка и поэта. В художественных образах повести Пушкин показал неизбежность и народный характер Пугачевского восстания. Но повесть не только об этом. В. Г. Белинский называл ее «Онегин в прозе», считал своеобразной «энциклопедии русской жизни» XVIII века, т. к. в ней описывается и бытовая сторона жизни.
Обе эти стороны повести составляют единое целое, связанное образом Пугачева. Предводитель крестьянского мятежа является главным героем, хотя внешне им выступает П. А. Гринев, от его лица ведется повествование. Но Пугачев вершит судьбы действующих лиц, с ним связаны все сюжетные линии.
В произведении Гринев — дворянин и офицер — рассказывает историю своих встреч с Пугачевым, в его отношении к предводителю сквозит авторская позиция. Если дворянские публицисты описывали Пугачева как «изверга, вне законов природы рожденного», то в «Капитанской дочке» он стал воплощением цельности и удали натуры, талантливости — черт народа, которыми восхищался Пушкин. Уже первое знакомство с героем вызывает чувство симпатии. Он появляется, когда Гринев заблудился в степи. «Сметливость его и тонкость чутья меня изумили», — признается рассказчик. Этот человек не чувствует себя потерянным. Автор устами Гринева называет его «вожатым». Портретные характеристики позволяют судить о Пугачеве как о страстном, горячем, смелом человеке: «живые большие глаза так и бегали», «с удивительным выражением плутовства и насмешливости».
Пугачев связан с народом, пользуется его любовью. Раскрывая его образ, автор обширно использует фольклор. Речь Пугачева сдобрена пословицами и поговорками, отображающими народные взгляды: «Долг платежом красен», «Утро вечера мудренее». Пугачев любит народные песни. В главе «Незваный гость» описывается застолье, где Пугачев и казацкие старшины поют бурлацкую песню про виселицу. Во время сражений он личным примером смелости ободряет бойцов: «…по его повелению четыре человека отделились и во весь подскакали под самую крепость», «остался один впереди…Он махал саблею и, казалось, с жаром их уговаривал».
Образу Пугачева противопоставлен образ оренбургского генерала, он оторван от народа, он бессердечно отнесся к осиротевшей дочери коменданта. Данное сравнение позволяет определить авторскую позицию.
Пугачев благороден, ему обязаны Гринев и Маша своим счастьем. Он великодушнее Екатерины II, которая в конце повести выступает в роли благодетельницы. Поэтизируя образ Пугачева, Пушкин не призывает к восстанию, а создает нравственный идеал человека, который лишь в борьбе реализует себя.
Образ Пугачева раскрывается в его взаимоотношении с Петром Гриневым. Это сын помещика, говорящий о себе: «Я рос недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Отправляя его на военную службу, отец завещал: «…береги платье снову, а честь смолоду». Петр стремится выполнить заветы отца. Во время обороны Белогорской крепости он ведет себя как храбрый офицер: «отпустишь меня-спасибо; казнишь — бог тебе судья». Прямодушие и открытость располагают к нему Пугачева, привлекают читателя. Он не поддерживает восстания, при этом видит в бунтовщике заступника бедных и сирот. Гринев верен в своей любви к Маше Мироновой, самовольно отправляется в Белогорскую крепость спасать любимую. В этом проявляется его горячность, но при этом и преданность. Образ Гринева дан в развитии. Черты его характера развиваются и постепенно раскрываются перед читателем.
Образу Петра противопоставлен образ Швабрина. Он — воплощение бесчестия и беспринципности. Гриневу он несимпатичен: «…беседа его становилась для меня менее приятною». Швабрин клевещет на Марию, доносит на Гринева, предает офицерскую честь, переходя на сторону Пугачева. Авторская оценка этого персонажа резко негативная, в повести он называется по фамилии, либо указываются лишь инициалы: А. И.
Семья коменданта крепости Ивана Кузьмича Миронова — «старинные люди», близкие к народу. В нравственном отношении Мироновы противостоят аристократическому дворянству. Чувство долга, офицерской чести живет в душе коменданта. Он не признает в Пугачеве государя и гибнет, не запятнав чести. Василиса Егоровна испытала на себе влияние крепостнической действительности, она управляет крепостью, «как своим домком». Полно раскрывается в повести образ Маши, «капитанской дочки». В главах, посвященных раскрытию ее образа, эпиграфами взяты строки из народных песен. Этим подчеркивается цельность натуры героини, ее близость народу. Ее простоватая внешность подкупает и вызывает симпатию: «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами». Гринев видит в ней «благоразумную и чувствительную» девушку. В повести раскрывается скрытая сила ее характера: «трусиха Маша» решительно борется за спасение Гринева, она «с трепетом пошла по лестнице» ради того, чтобы встретится с императрицей. Машин образ — воплощение чистоты и бескорыстия.
Народная масса показана в повести Пушкина не одноликой. Среди крестьян были и активные участники пугачевского движения (караульные крестьяне, захватившие Гринева возле Бердской слободы), но были и такие, как Савельич. Образ Савельича, верного своим господам дворового, был необходим Пушкину для правдивого отображения жизни того времени.
Итак, на страницах повести сопоставлены два враждующих лагеря: народный, возглавляемый Е. Пугачевым, и дворянский, во главе которого стоит императрица Екатерина II. По воле автора все истинно человеческое отдано миру народному.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
Система образов в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»