Сила женского характера в рассказе А. П. Платонова “Песчаная учительница”

Андрей Платонов стал известен читателю в 1927 году, когда вышел его первый сборник повестей и рассказов “Епифанские шлюзы”. Ранее Платонов пробовал свои силы в поэзии, выступал на страницах газет и журналов с очерками и статьями. Но первая книга его художественной прозы показала, что в литературе появилась творческая индивидуальность, яркая и необычная. Необычным был сам стиль писателя, его мир и, конечно же, герой.
Платонов очень любил всех своих персонажей: машинист то, рабочий, солдат или старик. Каждый для него по-своему прекрасен.

Недаром один из платоновских героев сказал: “Это только сверху кажется, только сверху видать, что снизу – масса, а на самом деле внизу отдельные люди живут, имеют свои наклонности, и один умнее другого”.
И из всей этой массы хотелось бы выделить даже не героя, а одну героиню рассказа “Песчаная учительница”.
Рассказ этот был написан в 1927 году, во время, еще не такое далекое от горячей революционной поры. Еще живы воспоминания об этом времени, еще живы его отголоски в “Песчаной учительнице”.
Но саму Марию Никифоровну Нарышкину эти перемены эпохи не коснулись. Уберег ее от этой травмы и отец, и родной
город, “глухой, забросанный песками Астраханской губернии”, стоявший “в стороне от маршевых дорог красных и белых армий”. С детства Мария очень увлекается географией. Эта любовь и определила ее будущую профессию.
Ее мечтам, идеям, ее взрослению во время учебы посвящена вся первая глава рассказа. Но в это время Мария не была защищена от жизненных тревог так, как в детстве. Мы читаем отступление автора по этому поводу: “Странно, что никто никогда не помогает в этом возрасте молодому человеку одолеть мучащие его тревоги; никто не поддержит тонкого ствола, который треплет ветер сомнений и трясет землетрясение роста”. В образной, метафорической форме писатель размышляет о молодости и ее беззащитности. Несомненна связь с историческим, современным ему периодом, который не способен помочь вступающему в жизнь человеку. Платоновские надежды на изменения положения связаны с мыслями о будущем: “Когда-нибудь молодость не будет беззащитной”.
И любовь, и страдания молодости были не чужды Марии. Но мы чувствуем, что все станет в жизни этой девушки совсем не таким, каким оно ей виделось в молодости.
Словом, не могла и догадываться о своей судьбе Мария Нарышкина. Да, нелегко оказалось все для нее: обустройство школы, сама работа с детишками, которые в конце концов совсем забросили школу, так как уже не до нее было в голодную зиму. “Крепкая, веселая, мужественная натура Нарышкиной стала теряться и потухать”. Холод, голод и горе не могли принести иных результатов.
Но ум вывел из оцепенения Марию Нарышкину. Она поняла, что необходимо помочь людям в борьбе с пустыней. И эта женщина, обычная сельская учительница, едет в окружной отдел народного образования, чтобы ее научили преподавать “песчаную науку”. Но ей дали только книги, отнеслись сочувственно и посоветовали обратиться за помощью к участковому агроному, который “жил за полтораста верст и никогда не бывал в Хошутове”. С этим и проводили.
Здесь мы видим, что даже в действительном затруднении правительство двадцатых годов ничем не помогало людям, даже таким инициаторам и активистам, как Мария Никифоровна.
Но эта женщина не растеряла всей своей силы, стойкости и все-таки добилась своего собственными силами. Правда, были у нее и друзья в селе – это Никита Гавкин, Ермолай Кобзев и многие другие. Однако, восстановление жизни в Хошутове – полностью заслуга “песчаной” учительницы. Она родилась в пустыне, но пришлось ей и повоевать с нею. И все образовалось: “Поселенцы… стали спокойнее и сытнее”, “школа всегда была полна не только детьми, но и взрослыми”, даже “пустыня помалости зеленела и становилась приветливей”.
Но главное испытание было у Марии Никифоровны впереди. Грустно и больно ей было сознавать, что вот-вот должны прийти кочевники, хотя и не знала пока еще чего от них ждать. Старики говорили: “Беда будет”. Так и случилось. Полчища кочевников пришли 25 августа и выпили всю воду в колодцах, вытоптали всю зелень, все обглодали. Это была “первая, настоящая в жизни Марии Никифоровны печаль”. И опять она пытается исправить положение. На этот раз она идет к вождю кочевников. С “молодой злобой” на душе она обвиняет вождя в бесчеловечности и зле. Но он мудр и умен, что и подмечает для себя Мария. И совсем другого мнения она о Завукроно, который предложил оставить Хошутово и отправиться в другое место, Сафуту.
Эта умная женщина решилась пожертвовать собой, своей жизнью ради спасения своего села. Это ли не сила характера – отдать не просто свои молодые годы, но всю жизнь на служение людям, добровольно отказавшись от личного счастья? Это ли не сила характера – помогать тем, кто уничтожал твои достижения и победы?
Даже этот недальновидный начальник признал за ней удивительное мужество: “Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой”. Женское ли это дело – “заведовать народом”? Но это оказалось по силам ей, простой учительнице, а главное, сильной женщине.
Сколько она уже достигла! Но сколько ей еще предстоит одержать побед… Думается, немало. Невольно веришь в такого человека. Им можно лишь гордиться.
Да и самой Марии Никифоровне Нарышкиной, думаю, никогда не придется сказать о себе так, как сказал Завокроно: “Мне почему-то стыдно”. Он, мужчина, в своей жизни не совершил такого подвига, который совершила и которые продолжает совершать простая “песчаная учительница”.



spacer
Сила женского характера в рассказе А. П. Платонова “Песчаная учительница”