Тонкий исследователь человеческой души, Толстой утверждал, что «люди как реки»: у каждого свое русло, свой исток. Исток этот — родной дом, семья, ее традиции и уклад. И в своем романе «Война и мир» Толстой разрабатывает семейную тему, изображая три семейства: Ростовых, Болконских и Курагиных. Семья Ростовых и семья Болконских очень похожи. Прежде всего, чувством семьи, духовным родством, патриархальным укладом (общими чувствами горя охвачены не только члены семьи, но даже их слуги). Много схожих черт находим мы у любимых героев Толстого, прототипами которых были члены семьи самого писателя и Софьи Андреевны Берс. Какая же семья соответствует толстовскому идеалу? И каков он вообще, этот идеал?
Толстой стоит у истоков народной философии и придерживается народной точки зрения на семью — с ее патриархальным укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях. Поэтому автор считает нравственным стержнем семьи мать. В семье же Болконских таким стержнем всегда был отец. В семье Курагиных есть мать, но везде в основном в романе фигурирует отец. Остановимся же на отцах этих двух семейств.
Старик Болконский привлекает нас своей незаурядностью: «С блеском умных и молодых блестящих глаз», «внушающий чувство почтительности и даже страха», «был резок и неизменно требователен». Его энергичный ум требует выхода. Николай Андреевич, почитая только две людские добродетели: «деятельность и ум» — «постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками». Гордый и непреклонный, князь просит сына передать государю записки его после смерти. А для Академии он приготовил премию тому, кто напишет историю суворовских войн. Он создает ополчение, вооружает людей, старается быть полезным, приложить свой воинский опыт на практике.
Абсолютная противоположность Болконскому — князь Василь Курагин. Он отец троих детей, но все его мечты сводятся к одному: пристроить их повыгоднее, сбыть с рук. Он сам признается Анне Павловне Шерер в начале романа: «Мои дети — обуза моего существования». Говоря о своих сыновьях Ипполите и Анатоле, у него хватает наглости сказать: «… я сделал для их воспитания все, что может отец, и оба вышли дурни». В своем отцовстве его привлекает только выгода: разбогатеть за счет удачной партии родного ребенка. Сам же по себе глава этой семьи насквозь фальшивый, неестественный, алчный, порой даже грубый. Он живет в атмосфере лжи, светских сплетен и интриг. Самое главное в его жизни — деньги и положение в обществе. Он готов ради денег даже пойти на преступление, например, чтобы получить наследство старого графа Безухова.
Настоящая семья всегда отличается огромной заботой родителей о детях. У Болконского их было двое: сын Андрей и дочь Марья. Болконский любит детей больше, чем себя, любит страстно и трепетно, даже строгость и требовательность его идут только от желания добра детям.
Князь Болконский сам занимается воспитанием детей, никому это не поручая и не доверяя. Он был хорошим отцом. Недаром у Андрея настоятельная потребность общаться с отцом, ум которого он ценит и аналитическим способностям которого не перестает удивляться: «мог этот старый человек, сидя столько лет один безвыездно в деревне, в таких подробностях и с такою тонкостью знать и обсуждать все военные и политические обстоятельства Европы последних годов».
Отцовское воспитание проявилось в характере и наклонностях сына. Как и его отец, Андрей разочаруется в свете и уйдет в армию. Мечту отца о совершенном воинском уставе захочет воплотить сын, но работа его не будет оценена. Деятельность Андрея так же неустанна, как и работа отца. И во время войны сын, как и его отец, видит «главный интерес в общем ходе военного дела».
Между отцом и сыном царит взаимопомощь и понимание. Вспомним эпизод прощания, когда Андрей впервые идет на войну. Он говорит: «Ежели меня убьют и ежели у меня будет сын… чтоб он вырос у вас… пожалуйста». Николай Андреевич сердцем видит смятенность сына и сам помогает ему: «Жене не отдавать?» — сказал он и засмеялся. Сдержанный в чувствах, старый князь под резкостью слов прячет доброе слово, теплые отцовские чувства. Иногда он прямо говорит: «… Коли тебя убьют, мне… больно будет». Иногда пытается быть твердым, но это не всегда получается. При прощании «что-то дрогнуло в нижней части лица старого князя. «Простились, ступай! — вдруг сказал он. — Ступай!» — закричал он сердитым и громким голосом, отворяя дверь кабинета».
С дочерью отношения Болконского сложнее. Он и ее очень любит, но всячески скрывает это. Порой он слишком сурово обращается с ней, что принесло ей немалые страдания. Но Марья чувствовала не только страх, но и какое-то благоговение перед отцом. Когда брат вызывает ее на откровенный разговор, она говорит: «Разве возможно судить об отце? Да ежели бы и возможно было, какое другое чувство, кроме обожания, может возбудить такой человек, как батюшка. И я так довольна и счастлива с ним!». Но перед смертью отца Марья со страхом думает, что она хочет его смерти. Скорее всего, это не так. Не может девушка, так хорошо воспитанная отцом, так любившая его, желать этого. Нет, это было просто желание новой, свободной жизни, но ни в коем случае ни смерти близкого человека.
Никогда Болконский не был с дочерью так честен и нежен, как перед смертью. Теперь он ощущает настоящее родство с дочерью, теперь уже не надо притворяться и можно открыть всю свою душу.
Почему же все это время князь был так требователен к дочери? Ответ заключается во фразе самого Николая Андреевича: «А чтобы ты была похожа на наших глупых барышень, я не хочу». Для него немыслима жизнь без княжны Марьи. Он понимает, что она «дурна, неловка» и что взять ее могут только за связи и богатство. Поэтому так мучителен для него приезд и сватовство Курагиных, этой «глупой, бессердечной породы». Но в Марье очень много отцовского, а потому она сумела отказать Анатолю.
Между детьми Болконскими не только полное взаимопонимание, но и искренняя дружба, основанная на единстве мыслей и взглядов. Вспомним приезд брата с женой в Лысые Горы. Марья обратила к брату «сквозь слезы любовный, теплый и кроткий взгляд». Одно это говорит о ее чувствах.
В своей собственной семье Марья воспримет отцовский идеал семьи. По-отцовски требовательна станет она к своим детям, сумеет воспитать в Николае потребность советоваться с собой.
Автор использует прием антитезы при создании семьи Курагиных. Они оказываются способными только разрушать. Анатоль становится причиной разрыва искренне любящих друг друга Наташи и Андрея; Элен едва не разбивает жизнь Пьера, погружая его в пучину лжи и фальши. Они лживы, эгоистичны и спокойны. Позор сватовства все они переносят легко. Анатоль лишь слегка раздосадован неудачной попыткой увезти Наташу. Только единожды изменит им их «выдержка»: Элен закричит от страха быть убитой Пьером, а ее брат заплачет, как женщина, потеряв ногу. Их спокойствие — от равнодушия ко всем, кроме себя. Анатоль — это щеголь, «который высоко носит красивую голову». В обращении с женщинами у него была манера презрительного сознания своего превосходства. Как точно определит Толстой эту напыщенность и важность лица и фигуры при отсутствии ума («он вообще мало думал») у детей князя Василя! Их душевную черствость, подлость заклеймит честнейший и деликатнейший Пьер, поэтому и прозвучит из его уст обвинение, как выстрел: «Где вы, там разврат и зло».
Они чужды толстовской этике. Мы знаем, что дети — счастье, смысл жизни, сама жизнь. Но Курагины — эгоисты, они замкнуты только на себе. От них ничего не родится, ибо в семье надо уметь отдавать другим тепло души и заботу. Они же умеют только брать: «Я не дура, чтобы рожать детей», — говорит Элен. Позорно, как и жила, закончит на страницах романа свою жизнь Элен.
Все в семье Курагиных противоположно семье Болконских. В доме последних доверительная, домашняя атмосфера и искрение слова: «душенька», «дружок», «голубчик», «мой друг». Василь Курагин тоже называет дочь «милое дитя мое». Но это неискренне, а потому и уродливо. Сам Толстой скажет: «Нет красоты там, где нет правды».
В своем романе «Война и мир» Толстой показал нам семью идеальную (Болконские) и семью лишь формальную (Курагины). И толстовский идеал — патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать, с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде». Каждый должен стремиться к этому. Ведь счастье — в семье.