Источником образности всей поэзии символизма является символ. Поэты этого литературного течения считали образ-символ лучшим средством изображения действительности, так как наряду с художественной ограниченностью образа ему была присуща неисчерпаемая многозначность. Это позволяло поэту создать свой неповторимый художественный мир, отображение действительности в котором могло по-разному трактоваться читателем. Вячеслав Иванов — один из представителей школы младших символистов, к которым принадлежал и А. Блок, сказал о символе следующее: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении…» Именно этим правилом и руководствовался Блок на протяжении всего своего творчества, создав к 1918 году немалое количество образов-символов, которые стройным рядом вошли в поэму «Двенадцать», вышедшей под лозунгом поэта: «Слушайте революцию!» С помощью каких же символов Блок передает идейное содержание поэмы?
Во-первых, саму революцию поэт запечатлевает в образах ветра, снега, вьюг, которые властвуют «на всем божьем свете». «Ветер» так силен, что «на ногах не стоит человек», он «завивает белый снежок», «рвет, мнет и носит большой плакат: «Вся власть учредительному собранию». В десятой части «разыгралась что-то вьюга… Не видать совсем друг друга…» «Снег воронкой завился, снег столбушкой поднялся». Таковы образы природной стихии в поэме, которые ярко выделяют позицию автора по отношению к революции. Поэт подчеркивает ее стихийный характер, так как убежден, что она возникает из «черной злобы», переходящей в «светлую», охватывающую красноармейцев. Они идут, опьяненные вьюгой, а не подгоняемые ей, а это значит, что их увлекает за собой стихия, раскрепощает их, что проявляется в их бесконтрольном произволе в сцене убийства Катьки, например, или «гульбы голытьбы».
Вторым очень ярким символом является женский образ, воплощенный в образе Катьки, а также в «белом венчике из роз» на голове Иисуса Христа, Блок вводит женский образ в революционную поэму неслучайно. Тем самым он подчеркивает, что переворот, совершающийся в обществе, касается всех сфер жизни, в том числе и сферы «Вечной Женственности», то есть любви и ее идеала. У Блока к моменту написания поэмы «Двенадцать» образ «возлюбленной» меняется. Она теряет черты абсолютного идеала и становится приземленной, даже падшей. Но и в этом ее состоянии Блок усматривает некую «тайну», которая возвышает героиню, придает ей черты идеальности, несмотря ни на что.
Такой синтезированный женский образ и представлен в поэме образом Катьки, падшей возлюбленной Петрухи, и символом венца из белых роз на голове Христа. Катька умирает, и это, по мысли поэта, — символ отмирания всего низменного в человеке в ходе революции, его обновления, стремления к нравственной чистоте и идеальности, воплощенных в «венце», эти идеалы непреходящи.
Важнейшим для понимания поэмы является образ Христа, появляющегося в финале. Иисус Христос — это символ гармонии в понимании Блока. Гармония — вот что должно быть результатом стихийного разрушения «старого» мира. Поэт считал, что последнее неизбежно приводит к исчезновению всего накопленного опыта человечества и что мир начинает создаваться как бы заново. Но для того чтобы начался процесс созидания, необходим идеал. И идеал этот Блок увидел именно в образе Иисуса Христа, олицетворяющего собой высшую нравственность, чистоту, совесть, милосердие, любовь — одним словом, все то, что необходимо новому обществу, чтобы достичь гармонии в своем развитии.
Своеобразным символом гармонии являются и двенадцать «апостолов» — красноармейцев. По сути своей это разбойники, вышедшие из тюрьмы, которые:
…Идут без племени святого…
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…
Но все-таки они идут за Христом, пусть бессознательно, не замечая его, даже стреляя в него. Поэт подводит нас к мысли о том, что человек не может существовать без идеала, и где-то внутри есть у каждого желание следовать за ним.
Таким образом, остается сделать вывод о том, что роль символов в поэме «Двенадцать» огромна. Во-первых, это произведение является своеобразным итогом творчества Блока, после написания которого он воскликнул: «Сегодня я — гений». Оно вобрало все символические образы, разработанные поэтом ранее. Во-вторых, символы настолько многоплановы и интересны, что придают поэме предельную выразительность, смысловую насыщенность и необычность. И, наконец, в-третьих, они помогают автору передать идейное содержание поэмы, раскрыть характеры главных героев и выразить свое представление о революционной действительности и о будущем своей страны.