Какова символика образа вьюги в поэме А. А. Блока “Двенадцать”?

Поэма Александра Блока “Двенадцать” была написана в первую зиму после октябрьского переворота. В это время в стране постепенно устанавливается власть большевиков. Между представителями различных слоев общества возникают новые, совершенно недопустимые ранее отношения, когда правда оказывается на стороне вчерашних рабочих, ощетинившихся на подлых “буржуев” сотнями штыков и винтовок.
В поэме “Двенадцать” ярко и реалистично переданы события, происходившие в стране в то переломное время. Александр Блок, с одной стороны,

воспевал революцию как способ перехода к лучшей жизни, но и показывал ее отрицательные, греховные стороны. Он рисовал в своем произведении ненависть людей друг к другу, их склонность к жестокости и даже к убийству.
В поэме использовано очень много символов. Каждое слово, каждая деталь что-то значит, на что-то указывает. Один из самых ярких символов, который сопровождает все действие поэмы, – образ вьюги. Вьюга не просто беснуется на улицах города, на протяжении произведения она постепенно усиливается. В первых строках мы читаем:
Черный вечер –
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер,
ветер –
На всем божьем свете, –
Чуть дальше на смену ветру приходит настоящая стихия:
Разыгралась чтой-то вьюга,
Ой, вьюга, ой, вьюга!
Не видать совсем друг друга
За четыре за шага!
Но явление природы не только создает фон действия, вьюга становится как бы действующим лицом. Мне кажется, что вьюга, в первую очередь, олицетворяет революцию. В разгуле ветра и снега поэт слышит “музыку революции”, которая противопоставлена самому страшному для автора – обывательскому покою и уюту, возможности возвращения к старым порядкам. В “музыке” Блок видит возможность возрождения России, переход на новый виток развития.
Он не отрицает, но и не одобряет бунт “голытьбы” – разбои, кипение “темных страстей”, вседозволенность и анархию, которые воцарились в России. Поэтому Блок считает, что революция “сродни природе”, стихии. Она, как “грозовой вихрь”, как “снежный буран”, легко калечит в своем водовороте достойного. Революция часто выносит на сушу невредимыми недостойных. Но это все ее частности, это не меняет общего положения вещей. Разрушению народом древних соборов, разгрому барских усадеб – этому бессмысленному и яростному разгулу поэма находит оправдание в том, что все старое принадлежит враждебному классу. В ней не делается различия между “добрым” и “злым” барином и “гулящей девкой”. Россия должна пережить это время, погрузившись на самое дно, в ад, в преисподнюю, и только после этого она вознесется “к небу”.
Также, я считаю, что вьюга является символом очистительной стихии. Революция непредсказуема, катастрофична для отдельных личностей, но в целом она уничтожает прошлое, чтобы на его обломках строить светлое будущее. Красногвардейцы идут сквозь “старый мир”, остаются позади персонажи этого старого мира – поп, барыня, буржуй, проститутка, Учредительное собрание (ко времени создания поэмы оно уже было разогнано). Но ведь и красногвардейцы тоже заключают в себе часть старого мира. Что же получается?
Позади – голодный пес,
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим…
… В белом венчике из раз –
Впереди – Иисус Христос.
Значит, вьюга – это символ очищения, через которое необходимо пройти России, прежде чем строить новое общество. Примечательно то, что созидание невозможно без первоначального разрушения. Это показано на протяжении всего произведения. Вьюга скроет недостатки и промахи, именно для этого она и нужна в произведении – чтобы не обнажать все ужасы происходящего. Ведь патрулирующие отряды занимались откровенным мародерством, недаром кто-то восклицает: “Свобода, свобода, эх, эх, без креста!”
С помощью вьюги происходит очищение общества. Но если красногвардейцы – это часть “старого мира”, и вьюга на их стороне, значит – полное очищение невозможно?.. Ответить на этот вопрос очень сложно, недаром критики и исследователи творчества Блока ведут постоянные споры: в чем смысл образа вьюги в поэме “Двенадцать”? Что это – разрушающая революция, “прикрытие” погрешности революции или очищающая сила, которая необходима “строителям нового общества”?..
Примечательно, что вьюга усиливается, и становится невозможным понять: “Что еще там впереди?” Что ждет новое поколение, каким будет оно, новое общество? Но не вызывает сомнения одно: по мнению Блока, оно будет лучше прежнего, старого мира. Теперь мы видим, что образ вьюги действительно является ключевым в поэме “Двенадцать”. Вопрос же о назначении этого символа остается открытым. К сожалению, и сам Блок не дает нам точного ответа на этот вопрос.



spacer
Какова символика образа вьюги в поэме А. А. Блока “Двенадцать”?