Все началось с того, что нам предложили съездить в театр на драму Вампилова «Утиная охота». Мы, конечно, согласились, но в связи с карантином поездка перенеслась на неделю вперед. Но вот настал тот день, и собрались возле школы, мы сели в автобус и поехали. Дорога была долгой. Когда мы приехали в театр, я долго не мог найти свое место в зрительном зале. Но что я все говорю о себе, сейчас я расскажу об Александре Вампилове, немного из его биографии.
Александр Вампилов родился в селе Кутупик Иркутской области в 1937 году, после окончания средней школы учился с 1955 года в Иркутском университете, студентом писал юмористические рассказы, составившие его первую книгу «Стечение обстоятельств»; пять лет после окончания университета работал в Иркутской областной газете «Советская молодежь». В 1965 году написал пьесу «Прощание в июне». В написанной в 1967 году и напечатанной в 1970 году пьесе «Утиная охота», Вампилов создал галерею характеров, озадачивающих зрителя и читателя, вызывающих огромное общественное беспокойство. Перед нами одно из бесчисленных, возникающих последние десятилетия.
И вот настал тот час, когда началось представление. В самом начале представления было не понятно, что они играют, но потом я понял, о чем идет речь. В этой драме рассказывается о рабочих людях, которые, придя на работу, сидят в кабинетах по два-четыре человека, они обсуждают очередные футбольные матчи «гоняя в шахматы», посмеиваясь над шефом, требующим обобщения опыта «модернизация поточного метода». Их рабочий принцип: «спихнуть и делу конец».
Эти слова принадлежат главному герою пьесы, инженеру Зилову. Автор так представляет его нам: «Зилову около 30 лет, он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в жестах, и в манере говорить у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда. Невозможно потому, что он вообще как бы лишен стержня — когда на новоселье друзья спрашивают Зилова, что он больше всего любит на свете, тот так и не отвечает им. Сослуживец Казаков не без иронии бросает: «Больше всего на свете Витя любит работу», чем и вызывает дружный смех. Его начальник, спасая положение, говорит: «Деловой жилки ему не хватает, это верно, но ведь он способный парень, зачем же так шутить?». В действительности работа его не интересует. Все время уходит на то, чтобы «выпить и закусить», да поволочиться за девушками любого круга. Как выражается одна из его любовниц, продавщица Вера, он «алик из аликов». О работе же не может говорить без скуки и насмешки. «У меня срочные дела. Дела, дела. Днями и ночами. Горим трудовой красотой», — заявляет он жене по телефону, как раз в тот момент, когда затевал очередной флирт со студенткой. Зину свою красавицу и умницу он не любит; в течении четырех лет никак не соберется навестить своего больного отца, которого назвал старым дураком. Его любят женщины, он легко увлекается, но ни к одной не испытывает настоящей привязанности. Он вообще легко загорается, но также легко гаснет. Он искренен в каждую данную минуту. Все считают его легкомысленным.
Лишь для успокоения жены он говорит: «Нет, из этой конторы надо бежать. Бежать, бежать…». Но в том и дело, что бежать он никуда не собирается.
Покидая мужа, Галина говорит ему: «Куда я еду, к кому — тебе все равно. И не делай вид, что тебя это волнует. Тебе все безразлично. Все на свете. У тебя нет сердца, вот в чем дело. Совсем нет сердца…». Он соглашается с ней, признается, что ему «надоела такая жизнь». «Ты права, мне все безразлично, все на свете. Что со мною делается, я не знаю». Он признается также, что друзей не имеет, работу не любит.
Остановись на этом автор, мы бы имели любопытный, но однозначный характер. У нас не было бы сомнения, как его оценить. Но не смотря на то, что А. Вампилов избегает сатиры, он создает образ неоднозначный. Более того, видя пороки героя, наделяет его еще одной чертой, неожиданно свидетельствующей о том, что он способен и на нечто большее. Дело в том, что у него есть настоящая привязанность — утиная охота. В сущности, он целый год живет ожиданием отпуска и утиной охоты. И не потому, что является заядлым охотником. Кажется, до сих пор он не убил ни одной, ни одной птицы. Утиная охота привлекает его вовсе не азартной стороной. Обещая Галине взять ее с собой на охоту, он говорит: «Такое тебе и не снилось, клянусь тебе. Только там я чувствую себя человеком.». Говоря об охоте, он преображается, становится поэтом: «Ты увидишь — мы поплывем как во сне, не известно куда. А когда поднимается солнце? О! Это как в церкви и даже почище, чем в церкви…А ночь? Боже мой. Знаешь, какая это тишина? Тебя там нет, ты понимаешь? Нет! Ты еще не родился. И ничего нет. И не было. И не будет?»
В центральном образе пьесы «Утиная охота» — Зилове, образе — типе, запечатлены явления, как бы уже не зависящих от самого Зилова, но явления большей частью опасные и трудно искоренимые. Назвав их «зиловщиной». Но «зиловщиной» далеко не исчерпывается сущность характера, созданного драматургом. Сопоставляя отношение самого Вампилова, не считавшего Зилова отрицательным героем, с тем которым он выступает в пьесе, иногда говорят о явном противоречии.
Пьесы А. Вампилова — это глубокое и тонкое понимание человеческой психологии, сильные и убедительные характеры, напряженный сюжет, мастерство диалогов — все это едва ни не в равном стечение отнесено к его произведениям.
Но вот пришел тот час, когда драма закончилась, и мы поехали домой. Впереди нас ждала длинная дорога домой.