Прошлое, настоящее и будущее «Вишневого сада»

Антон Павлович Чехов вошел в русскую литературу рассказами, пьесами, повестями.
Чехов создал множество рассказов, огромную коллекцию произведений, посвященных одной теме — теме России.
Автор был поразительно щедро наделен талантом человечности. Он умел чувствовать чужую боль, умел сопереживать. Но для этого необходимо было видеть боль своего ближнего. Горький писал: «Он освещает скуку, нелепости, стремления, весь хаос жизни с высшей точки зрения».
Сюжет всех произведений Чехова прост. В пьесе «Вишневый сад» все действие

сводится к продаже вишневого сада. Показывая жизнь семейства Гаева-Раневской, Чехов передает их отношение к продаже сада.
В пьесе сталкиваются люди трех поколений: Гаев и Раневская — Россия прошлого, Лопахин — Россия настоящего, Петя Трофимов и Аня — это Россия будущего.
Писатель с некоторой иронией описывает Раневскую и Гаева. С продажей сада решается судьба всей семьи, ведь вишневый сад — это их наследство, оставшееся после родителей. Сад — это последнее, что у них осталось. И Раневская, Гаев очень любят свое имение, свой сад. Ведь здесь воспитано было не одно поколение, поэтому мысль отдать сад
под дачи не укладывается у них в голове. Они не хотят понимать, что для того, чтобы спасти сад и честь семьи, нужно что-то делать, а они сидят и абсолютно ничего не делают. Раневская и Гаев по-детски беспомощно прячутся от этого вопроса.
Когда впервые видим Раневскую, она кажется милым и добрым человеком. Ей можно даже посочувствовать: ведь она пережила много горя. У нее умер сын, и, спасаясь от гнетущей ее обстановки, она уезжает в Париж. Но и в Париже она не становится счастливой. Любовь Андреевна полюбила негодяя, который безжалостно грабит ее, хотя она и сама отдает ему последние деньги. Раневская упрекает себя за бессмысленную трату денег, видит, что Варя из экономии «кормит всех молочным супом», но в это же время устраивает никому не нужную вечеринку. В этот момент в ней много фальши. Как же можно любить своих дочерей и оставлять их на произвол судьбы, забирая у них последние деньги и уезжая в Париж?! На словах она их очень любит, ну а в жизни?! Может быть, ее оправдывает любовь? Но любовь к негодяю и подлецу нельзя назвать сильным или высоким чувством. Но она, как женщина очень мягкого характера, помогает людям, Лопахин вспоминает, как она его приласкала. +
Гаев не такой, как Раневская. Он тоже иногда способен сказать простые, искренние слова. Если Раневская — «легкий, простой человек», то Гаев чувствует себя аристократом. Но, честно говоря, репутация аристократа, разорившегося «на леденцах», довольно сомнительная. Гаев — ограниченный человек. Из его разговоров можно узнать, что в жизни его ничего, кроме бильярда, не интересует.
И Раневская, и Гаев сами губят себя. Они боятся смотреть правде в глаза, не замечают ничего и никого, кроме себя.
Совсем другой человек Лопахин. Он в состоянии реально оценить обстановку, дает советы. Лопахин помогает своим бывшим хозяевам ссудами, не надеясь получить деньги обратно.
Лопахин — расчетливый хозяин. Он видит, что имение можно спасти только распределением сада на дачи. На аукционе Лопахин сам покупает вишневый сад. Он имеет полное право радоваться, ведь отец и дед его были рабами у родителей Раневской и Гаева. «Купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже на кухню», — говорит он. Лопахин — капиталист, и Чехов в своей пьесе показывает, как жажда денег калечит человека.
Новое поколение, поколение будущего, в пьесе представляют Петя Трофимов и Аня. Показывая Петю, автор дает понять, что рождается новый человек, не похожий на предыдущих.
Аня появляется на сцене в самом начале пьесы. Она сразу же покоряет своей простотой, искренностью, некоторой наивностью. Аня искренна во всех своих поступках, может быть, поэтому Петя и полюбил ее. Трофимов («вечный студент») влюблен в Аню, но считает себя «выше любви». Их отношения проникнуты настоящей дружбой. Под влиянием Пети и формируется характер Ани.
Петя пользуется большим авторитетом у всего семейства. Конечно, над Петей можно шутить, называть его «вечным студентом». Но при всей своей доброте и наивности Петя лучше всех разбирается в людях. Петя — человек благородства и гордости. Он не хочет брать денег у Лопахина. «Я свободный человек», — говорит он. Сила денег не имеет над ним никакой власти. Цель его жизни — дойти до «высшей правды».
И Чехов верит, что Петя и Аня обязательно найдут эту правду.
Больше всех из пьесы мне понравился Лопахин. Мне нравятся люди практичного ума, умеющие смотреть правде в глаза, но вместе с тем добрые и великодушные.



spacer
Прошлое, настоящее и будущее «Вишневого сада»