Проблема нравственности в рассказах В. М. Шукшина

В. М. Шукшин явился продолжателем лучших традиций классической русской литературы. В своем творчестве он раскрывает многие проблемы, в том числе, нравственные.
Нравственность — есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. «В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность — есть внутренняя установка индивида действовать

согласно своей совести.»(В. И. Даль).
Шукшин, в своем творчестве показывает различных героев: разного возраста, разного общественного положения, поставленных в разные ситуации. Они задумываются о добре и зле, о правде и лжи, о смысле жизни, о людях, окружающих их. Через них Шукшин показывает свой взгляд на мир, обхватывая все стороны жизни.
Шукшинские персонажи всегда действуют, согласно своей совести. В рассказе «Чудик» главный герой, увидев, что лежит потерянная кем-то денежная купюра, «бумажка», даже не подумал взять ее себе, а сказал: «Хорошо живете, граждане! У нас, например, такими бумажками
не швыряются.» И потом очень радовался «как это у него легко, весело получилось». А только потом понял, что это были его деньги и постеснялся за ними вернуться. А в рассказе «Охота жить» Никитич, главный герой, даже после того, как парень его обманул, все равно пытался ему помочь во вред себе. За свою отзывчивость и доброту он и поплатился. Не зря говорят: «Благими намерениями выложена дорога в ад».
Василий Макарович задумывался о смысле жизни. «По воскресеньям наваливалась особенная тоска. Какая-то нутряная, едкая… Максим физически чувствовал ее, гадину…», — начинается рассказ «Верую». Максим не знал, что происходит у него в душе и, узнав, что к соседу приехал родственник поп, решил сходить к нему и узнать, что с ним происходит. Поп сказал ему : «Я хочу верить в вечность, в вечную огромную силу и в вечный порядок, который будет.» Мне кажется, что Шукшин этими словами выразил и свой взгляд на жизнь.
В рассказе «Мой зять украл машину дров» показана женщина, у которой есть навязчивое желание — засадить за решетку всех своих мужей и зятьев. Сначала она засадила своего мужа и первого мужа дочери, а теперь пытается извести второго зятя. Я не понимаю, откуда у нее появилась такая злость на мужчин, может быть у нее был нехороший отец или неудачная первая любовь. Плохо то, что из-за одной озлобленной женщины страдают многие люди. А ее дочь во всем с ней соглашается и пытается подражать, она постоянно прячется за маму. У нее нет собственной жизни. Такая злость на мир видна и в рассказе «Вечно недовольный Яковлев», где главный герой, Борис Яковлев, получает удовольствие только от драк и ссор. «Странная душа у Яковлева — витая какая-то: он, правда, возрадовался, что заговорили так… нервно, как по краешку пошли, он все бы и ходил вот так — по краешку.» Чем больше встречаешь таких людей, тем сложнее делается твоя жизнь.
Шукшину, как никому другому, удалось глубоко показать не только образ жизни различных людей, но и, с удивительной проницательностью, раскрыть моральный облик как негодяя, так и честного человека. Действительно, проза Василия Шукшина может служить своеобразным учебным пособием, которое учит избегать или не повторять многих ошибок.



spacer
Проблема нравственности в рассказах В. М. Шукшина