Природа и цивилизация в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» — первый реалистичный роман с глубоким философским содержанием в русской литературе. Прочитав его, читатель знакомится с его сложной и необычной композицией, где биография главного героя изображена с нарушением хронологической последовательности.
Так как роман «Герой нашего времени» является психологическим, то раскрытие характеров героев в нем достаточно глубокое и всестороннее. Немалую роль в нем играет пейзаж, который тесно связан с переживаниями героев.
Весь роман построен на противопоставлениях, и одним из них является противопоставление природы и цивилизации. В этом случае всех героев романа можно разделить на две группы: первая — это люди, имеющие непосредственное отношение к природе, понимающие ее; вторая — это «люди цивилизации».
К первому типу будут относиться Азамат, Казбич, Бэла, контрабандисты. В романе их образы будут достаточны простыми: «… Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми». Изображение всех этих персонажей проходит в сопоставление с природой. У Бэлы были «глаза черные, как у горной серны», также в романе подчеркивается ее душевная чистота, так как вокруг ее могилы разрастаются цветы. Кавказцы сравниваются с горными реками; Казбич «будто кошка», нападает на отца Бэлы. В повести «Тамань» особенно ярко изображается противопоставление цивилизации и природы, «людей цивилизации» и «людей природы». С самых первых строк читатель видит всю сущность этого городка: «Тамань — самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода…». В данном случае Тамань является примером «скверной» цивилизации того времени. В то же время описывается и природа прибрежной местности: «…передо мной тянулось ночною бурей взволнованное море, и однообразны шум его, подобный ропоту засыпающего города…Волнуемый воспоминаниями, я забылся.. Так хорошо около часа…». Контрабандисты так сильно сближены с природой, что действуют, как одно целое с ней. Когда Янко впервые появляется в романе, он изображается на фоне стихии: «…между горами волн…Янко не боится ни моря, ни ветров, ни тумана…». Также описывается «бедная лодка» Янко : «она, как утка, ныряла и потом, быстро взмахнув веслами, будто крыльями, выскакивала из пропасти среди брызгов пены».
Образ возлюбленной Янко тоже является образом «человека природы». Печорин назвал ее ундиной, так как она была как русалка: «…на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье с распущенными косами, настоящая русалка». Ее глаза были наделены «магнетической властью», сама она сравнивается со змеей : «как змея, скользнула между моими руками», «ее змеиная натура выдержала эту пытку»; и с кошкой : «она, как кошка, впилась в мою одежду». Все это подчеркивает в ней естественную, природную натуру.
Также встречаются читателю образ слепого. Несмотря на то, что он ничего не видел, чувствовал себя достаточно уверено, спускавшись по скале: » он шел так близко от воды, что казалось, сейчас волна его схватит и унесет, но…он ступал с камня и избегал рытвин». Он узнает, что плывет Янко, когда этого не замечает даже ундина: «… это не вода плещет, меня не обманешь, — это его длинные весла».
Основная черта всех героев — «людей природы» — это врожденная способность сливаться с природой, ощущать себя ее частью. Они могут испытывать «невольное биение сердца» при виде природы, они не могут без нее жить.
Ко второму типу персонажей можно отнести Грушницкого, Вернера, Мери, Вулича. Это будут «люди цивилизации».
Обобщенной противоположностью среде «естественных» людей выступает в романе «водяное общество».
В повести «Княжна Мери» почти исчезают описания природы, которые появляются в экспозиции и в связи с Печориным. Саму Мери Печорин описывает, как девушку милую, с «благородной походкой», но все-таки не близкую природе: «она обернулась ко мне бледная, как мрамор, только глаза ее чудесно сверкали».
Вернер был «скептиком и материалистом», отстраненным от природы.
Во взаимодействии с каждой из этих групп персонажей раскрывается сложный противоречивый характер Печорина. С одной стороны, он открывается читателю как человек любящий природу: «Я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве против пустынного ветра…», «Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется; на душе станет легко, усталость тела победит тревогу разума. Нет женского взора, которого бы я не забыл при виде кудрявых гор, озаренных южным солнцем…». Но несмотря на все это, он не может стать полностью «человеком природы»: в нем слишком много черт «человека цивилизации». Он странен, скептичен, эгоцентричен и т. д. В некоторых случаях романа Печорин абсолютно беспомощен. Когда ундина заманила его в лодку, то, отплыв от берега достаточно далеко, он испугался, так как совсем не умел плавать. Это тоже подчеркивает «неприродность» его образа.
Таким образом, можно сказать, что в произведении Лермонтова «Герой нашего времени» характеры героев изображаются не только через раскрытие их взаимоотношения с обществом, но и с природой. Тем самым, пейзаж в данном произведении имеет три функции: фон, на котором происходят все события романа; средство раскрытия характеров героев; средство выражения авторской позиции автора.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
Природа и цивилизация в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»