Главной героиней пьесы А. Н. Островского «Гроза» (1859) является Катерина Кабанова — молодая женщина купеческого сословия, тщетно пытающаяся изменить свою жизнь и стать счастливой.
«Гроза» — одно из самых новаторских произведений Островского. Проблематика этой пьесы связана с ранними произведениями драматурга, но здесь дан совершенно новый взгляд на столь близкое Островскому патриархальное купечество. В «Грозе» писатель резко критикует «неподвижность» и косность «темного царства».
В этой драме создан образ настоящей героини, вышедшей из купеческой среды. Все критики признают, что Катерина Кабанова — художественное открытие драматурга. Если в пьесах первой половины 1850-х гг. Островский показал, как патриархальную купеческую семью подрывало вторжение европейской «моды», «цивилизации», то в «Грозе» протест Катерины отражает новую тенденцию, возникшую в самом купеческом быту, внутри патриархального общества.
Внешне Катерина Кабанова «такая же, как все», она ничем не отличается от своего окружения. Героиня выросла и воспитывалась в купеческой семье, с детства ей прививались патриархальные идеалы и законы. Мечтой Катерины было удачное замужество, большая семья — любящий муж и здоровые дети. Кроме того, по традициям патриархального общества, эта героиня воспитывалась в большой «боязни к Богу», была очень религиозна: «Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу…»
Однако внутренне Катерина резко отличается от окружающих ее калиновцев. Эта героиня подсознательно стремится к нравственной чистоте и красоте, к душевному и духовному полету. Неслучайно с ней прочно связана тема свободы, легкого парения: «Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».
Попав в семью Кабанихи, Катерина сразу почувствовала всю «тягость» жизни здесь — «все как будто из-под неволи». Героиня интуитивно понимает, что в окружающих ее людях нет главного — внутреннего света, искренней доброты и любви. Для «темного царства», для Кабанихи, которая заправляет здесь, основной задачей является соблюдение «видимости», внешнего порядка. В этом им видится сохранение святого — обычаев предков, традиций. Неважно, что внутренне человек не поддерживает их, главное — чтобы все видели, как ты знаешь и соблюдаешь законы патриархального Калинова. В этом, по мнению Кабанихи, и есть главная добродетель.
Катерина не может понять и принять такого порядка вещей. Для нее главное — то, как на самом деле общаются между собой люди, что они чувствуют, о чем думают. Именно поэтому она не хочет «выть», провожая своего Тихона в поездку, а хочет попрощаться с ним так, как велит ей сердце. Но Кабаниха тут же пресекает это выражение чувств: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж — глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!»
В «темном царстве» никто не верит в нравственную чистоту, искренние чувства, стремление к свободе. Наверное, так происходит потому, что сами калиновцы лишены всего этого, их душу давно искалечили законы патриархального мира.
Катерина понимает, что не может так жить. Всем сердцем, помимо своей воли, она стремится к другой жизни, к тому ощущению полета, без которого она не может существовать. И эта жизнь, по воле судьбы, для нее сфокусировалась в другом мужчине.
Возможно, если бы героиня любила своего мужа, то ее судьба сложилась бы по-иному. Но «размазня» Тихон, полностью порабощенный своей властной матерью, не может стать для Катерины той «отдушиной», которая ей необходима. Внутренне Тихон согласен жить по «законам» своей жены — делать и чувствовать то, что хочется, а не то, что велят. Но он не в состоянии сопротивляться Кабанихе. Именно поэтому Тихон молча смотрит на то, как «маменька», сама того не понимая, обижает и унижает «норовистую» сноху. И именно поэтому Катерина не любит своего мужа, а лишь «жалеет».
А любовь вызывает в ней Борис Григорьевич — человек, на первый взгляд, «некалиновского разлива». Племянник Дикого, он долгое время жил в большом городе, учился в университете. Даже одет Борис не по-калиновски, говорит и ведет себя по-другому. Возможно, поэтому он стал для Катерины воплощением другой жизни, того мира, в который она бессознательно стремилась.
Именно поэтому, несмотря на все внутренние запреты, на осознание своей греховности («Зачем ты моей погибели хочешь?»), Катерина идет к Борису на свидание: «И хочу себя переломить, да не могу никак». Она понимает, что идет на гибель, но «чаша терпения» переполнилась («Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»), и назад дороги нет: «Погуляем. А там… (задумывается) как запрут на замок, вот смерть!»
Две недели счастья сменяются для героини страшными муками совести, осознанием своей нравственной гибели. Героиня не столько боится наказания или осуждения от людей, сколько мучается от собственных внутренних обвинений. Она — великая грешница, нарушившая все заветы Господа. Всегда стремящаяся к душевной чистоте, героиня не может простить себе «грязного» поступка. Она не представляет, как будет жить дальше, потеряв внутреннее спокойствие, душевное равновесие.
Ее нравственный кризис усиливается после прилюдного признания: «Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами!» Теперь внутреннее наказание усиливается внешним: «Вот маменька говорит: ее надо живую в землю закопать, чтобы она казнилась!»
Получается, что Катерине ничего не остается, как собственноручно прекратить эти муки. Что она и делает, бросившись в Волгу.
Таким образом, судьба Катерины Кабановой трагична. С социальной точки зрения, ее трагедия определена условиями ее существования, невозможностью вырваться из города Калинова, несмотря на то, что это желание превратилось у нее во всепоглощающую страсть.
Победа «темного царства» в конфликте с Катериной предрешена. Вызов, который она бросает калиновскому миру, обрекает ее на поражение: ведь для того, чтобы ее мечты сбылись, либо она должна покинуть Калинов (что невозможно), либо должен рухнуть весь социально-бытовой уклад. «Пленница» калиновского мира, Катерина сталкивается, таким образом, с прочной «каменной стеной»: на ней уже образовались «трещины», однако она по-прежнему незыблема. Патриархальным укладом жизни недовольны многие персонажи (Тихон, Кулигин, Кудряш и Варвара), но их недовольство не перерастает в открытый протест.
Философский аспект трагедии Катерины — ее противостояние судьбе. В этом конфликте героиня также не может победить: она должна либо подчиниться воле судьбы, смирившись со своей участью жертвы «темного царства», либо решить спор ценой ухода из жизни.
Психологическая сторона ее трагедии — неразрешимое противоречие между сознанием греха и неукротимой волей, побуждающей ее совершать поступки вопреки внутреннему моральному запрету.
На мой взгляд, про Катерину Кабанову с полным правом можно сказать, что она «без вины виновата». «Виновата», потому что изменила мужу; согрешила перед Богом и людьми; нарушила собственные нравственные запреты. А «без вины», потому что ее вынудил на это весь уклад калиновской жизни, преступный по отношению к каждому человеку со свободной душой и стремлением к счастливой жизни, к полету души и парению духа.