Портрет как одно из средств художественной выразительности всегда занимал достаточно важное место в литературном произведении, так как изображение героя является частью его образа. Однако портрет — это не только описание его внешности, но и знакомство с его жизнью, это его чувства и поступки. Он способствует раскрытию внутреннего мира героя. Портрет — это то, что делает возможным представить читателю героя как личность. Для допушкинской эпохи характерен живописный портрет: краткий, с малым количеством деталей. В не, м преобладали лишь детали, говорящие непосредственно только о личности героя. Пушкин в своих произведениях наряду с живописным портретом создает психологические портреты, которые получили широкое распространение в литературе XIX века. Он является основоположником новых портретных тенденций: комплексного, видимого, невидимого портретов. Одним из последователей пушкинской традиции является Лермонтов, что наиболее ярко и полно проявляется в его романе «Герой нашего времени».
Так как выбор портрета обусловливается жанром произведения, то в «Герое нашего времени» мы видим целую галерею героев, описание которых зависит от жанра данной повести и той задачи, которую ставил перед собой автор в этой части романа. Так, в «Бэле» портреты часто живописны. Например, Бэла — героиня одноименной повести, была «высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу». Или описание Казбича: «Рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий… А уж ловок-то, ловок-то, как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре. А лошадь его славилась в целой Кабарде…» Лермонтов не описывает детально героев, но и такие портреты достаточно колоритны и многое могут сказать о герое.
В повести центральное место занимает психологический портрет Печорина, в котором подчеркивается противоречивость во внешнем и внутреннем мире героя. Во внешних противоречиях второй рассказчик, более наблюдательный, чем Максим Максимыч, видит отражение противоречий внутреннего склада характера: «стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными», «пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно-чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека». «Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, — верный признак некоторой скрытности характера». «Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость». «С первого взгляда на лицо его я не дал бы ему более 23 лет, хотя после я готов был дать ему 30… Несмотря на светлый цвет его волос, усы и брови его были черные, — признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади». «В его улыбке было что-то детское…, но глаза не смеялись, когда он смеялся». Эти описания позволяют отчасти проникнуть во внутренний мир Печорина. Рассказчик особое внимание уделяет глазам: «Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском…, то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный, взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый».
Немного ранее дается портрет Максим Максимыча: «На нем был сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с кавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду». Этот портрет реалистический. Именно в нем Николай I хотел видеть «героя нашего времени». Портрет Максима Максимыча — последний портрет, представленный рассказчиком, проезжим офицером, все остальные описания будут даны самим Печориным в его дневнике — «Журнале Печорина», где он уже сам будет являться рассказчиком.
Сначала мы встречаемся с девушкой-контрабандисткой, которую герой назвал «моя ундина». Ее портрет чисто романтический: «На крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка». Герой характеризует ее как «странное существо», но особо выделяет ее глаза, которые, казалось, «были одарены какою-то магнетическою властью», но при этом девушка «коварно улыбалась». «Моей певунье казалось не более 28 лет. Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах, и особенно, правильный нос, — все это было для меня обворожительно. Хотя в ее косвенных взглядах-я читал что-то дикое и подозрительное».
А портрет Грушницкого, скорее, пародия на романтический, так как сам герой антиромантический, а склонность к романтизму в нем доведена до карикатурности: «Он хорошо сложен, смугл и черноволос, ему едва ли 21 год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правой опирается на костыль». В его портрете много деталей: толстая солдатская шинель, костыль, хромота. Эти жизненные детали не вписываются в романтический портрет Грушницкого. «Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает. И которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект — их наслаждение». Описание внешности этого героя — первое в череде встречающихся во второй части дневника Печорина, в «Княжне Мери».
Портрет княжны Мери романтический, таков и образ героини. Основной деталью ее портрета являются «бархатные глаза». Но ее описание не лишено черт реализма: она одета «по строгим правилам вкуса: ничего лишнего». Есть в повести еще один женский образ, портрет которой также тяготеет к романтическому: «На каменной скамейке сидела женщина в соломенной шляпке, окутанная черной шалью, опустив голову на грудь; шляпка закрывала ее лицо». А черная родинка еще больше добавляет романтизма в портрет героини.
Одно из последних описаний внешности — это портрет Вернера. Этот образ сопоставляется с Печориным, а не противопоставляется, как другие персонажи. «Вернер был мал ростом и худ, и слаб, как ребенок; одна нога у него была короче другой, как у Байрона… Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные…»
Таким образом, можно сделать вывод, что в романе Лермонтова «Герой нашего времени» преобладают романтические портреты, что обусловлено творческим методом писателя. Портрет главного героя Печорина — психологический, что обусловлено жанром произведения. Именно он служит средством характеристики героя наряду с другими средствами психологического анализа.