Портрет как средство характеристики героев Л. Н. Толстого в романе «Война мир»

Роман «Война и мир» считается одним из величайших произведений не только в русской, но и в мировой литературе. Л. Н. Толстой проявил в нем свои таланты гениального писателя, историка и тонкого психолога, описывая как огромные исторические события, так и духовные искания отдельно взятой личности.
В этом романе более пятисот действующих лиц, и все они совершенно разные, непохожие друг на друга, но чрезвычайно яркие и реальные. Мастерство Толстого заключается в умении создать грандиозную галерею разнообразных человеческих типов. Одной из форм типизации и индивидуализации для писателя была портретная характеристика.
Психологический портрет играет в романе огромную роль. С его помощью Л. Н. Толстой показывает нам всю глубину внутреннего мира и переживаний человека, отражает полноту его личности и запечатлевает в мгновении бесконечное движение человеческих чувств и действий.
Толстой использует разнообразные приемы для описания и сравнения своих героев. Большое внимание он уделяет улыбкам. На лице у Анны Павловны Шерер всегда «приклеенная улыбка», князь Василий, говоря о родных детях, улыбается «более неестественно и одушевленно, чем обыкновенно, и при этом особенно резко выказывая в сложившихся около его рта морщинах что-то неожиданно-грубое и неприятное», у Лизы Болконской часто бывает «светлая улыбочка», а у Элен, по мнению Толстого, «неизменяющаяся улыбка вполне красивой женщины». Но, взглянув на других героев, мы понимаем, что у большинства действующих лиц, принадлежащих к высшему свету, на лице постоянно присутствует неизменная маска. И никаких настоящих чувств мы не можем под ней увидеть. Везде фальшь и лицемерие. Но посмотрим на Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташу Ростову. Вот где настоящая естественность, чувства и эмоции! Улыбка у Андрея радостная и веселая, у Пьера — дружелюбная и немного робкая, у Наташи — искренняя. А в эпизоде первого бала молодой графини Ростовой автор, всячески подчеркивая ее еще детское возбужденное состояние, не раз использует в описании Наташи слово «девочка» и изображает ее с «благодарной детской улыбкой».
Также Толстой большое внимание уделяет глазам и взглядам своих героев. У Долохова глаза «ясные, голубые, прекрасные и наглые», а у Пьера — «умные, наблюдательные и естественные». Взгляд Андрея Болконского то «усталый и скучающий», то «радостный и дружелюбный». А у княжны Мари «прекрасные глаза», которые смотрят «со спокойствием и лучистостью». Взгляд героев всегда выражает их настоящие чувства, отношение к окружающей обстановке и к людям.
Чтобы донести до читателя как можно точнее и четче свое представление о герое, Толстой в своем романе использует такой интересный прием, как зоологическое сравнение. Анатоль, например, похож на зверя. Он, по описанию автора, напоминает гладкого хищника, подчиняющегося «звериному чувству». А о Лизе Болконской сказано так: «Маленькая княгиня, как старая полковая лошадь, услыхав звук трубы, бессознательно и забывая свое положение, готовилась к привычному галопу кокетства».
Еще Толстому свойствен повтор ключевого слова в описании внешности героя. Взять, например, Платона Каратаева. В романе он представляется «олицетворением всего русского, доброго и круглого». Примечателен внешний облик Каратаева: «круглая спина, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то». Довершают портрет «приятная улыбка и большие карие нежные глаза». Словом «круглый» Толстой хотел показать читателю, что Платон — это капелька из народного моря, частичка стихийной «роевой» жизни. Он олицетворяет собой доброту и жертвенность русского народа, учит читателя настоящей христианской любви.
Л. Н. Толстой в своем романе сравнивает двух героинь — Элен и Наташу. У графини Безуховой «античная» красота, «мраморные» плечи и «как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу». Но Элен неизменна на протяжении всего романа. Она — светская кукла. А Наташа постоянно меняется. Ее внешность складывается постепенно, по этапам ее жизненного пути. В первый раз мы встречаем молодую графиню Ростову тринадцатилетней девочкой. Она «черноглазая, с большим ртом», «некрасивая, но живая», «тоненькая» и «грациозная». В пятнадцать лет в ней еще много детского: встречая своего брата, «она прыгает, как коза, на одной ноге и пронзительно визжит». В восемнадцать лет она уже невеста Андрея Болконского, а Анатоль, встречая Наташу в опере, сразу оценивает «достоинство ее рук, плеч и волос». В ночь свидания с умирающим князем Андреем «худое и бледное лицо ее было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны». В двадцать лет Пьер не сразу узнает Наташу. Это уже не девочка, а «дама в черном платье», она «действительно постарела», но сохранился ее «внимательный, ласково-любопытный взгляд», который помогает Пьеру увидеть в ней прежнее «милое, доброе, славное существо». А в двадцать два года она становится «сильной матерью», в которой «часто было видно одно лицо ее и тело, а души вовсе не видно». Но иногда, в редкие минуты, когда она загорается прежним пламенем, она бывает «еще более привлекательной, чем прежде». Итак, на протяжении всего романа мы видим, как тонко, внимательно и бережно Толстой показывает нам изменение внешности Наташи, раскрывая все лучшие черты ее характера.
Еще в своем романе писатель показывает некоторых героев в контрасте, например, Наполеона и Кутузова. Это два великих полководца, которых знает весь мир. Но как Толстой их рисует? Наполеон для писателя — это захватчик и косвенный убийца множества людей. Он — актер, всегда играющий роль самовлюбленного владыки целого мира (хотя таковым он и не являлся!). Толстой раскрывает основные черты Бонапарта: тщеславие, жестокость, равнодушие и честолюбие. В противовес Наполеону воплощением простоты, добра и правды является Кутузов. Все его действия опираются на одну задачу — спасение своего Отечества. В отличие от Бонапарта, для которого все люди — пешки, Кутузов старается сохранить жизни своих солдат и офицеров. Толстой не раз подчеркивает такие черты Кутузова, как искренность, естественность, отсутствие тщеславия и патриотизм. И даже портреты двух этих персонажей противопоставлены друг другу. В изображении Толстого у Кутузова выразительная фигура, походка, жесты, мимика, то ласковый, то насмешливый взгляд. Наполеон же обрисован прямо-таки сатирически. Автор изображает его маленьким человечком с неприятно-притворной улыбкой (тогда как о Кутузове пишет: «Лицо его становилось все светлее и светлее от старческой кроткой улыбки, звездами морщившейся в углах губ и глаз»), с жирной грудью, круглым животом, жирными ляжками коротеньких ног. И тут мы явно видим, что к Кутузову Толстой относится с уважением, изображает его правдиво, но не идеализирует, а Наполеона рисует предвзято, немного искажая его личность.
Роман «Война и мир» наполнен всевозможными героями. С самых первых страниц писатель вводит нас в самую гущу событий. Но характеры главных героев раскрыты с такой глубиной, что, читая произведение, мы не ощущаем вымышленности персонажей, а воспринимаем их как реальных людей, радуемся и грустим вместе с ними, сопереживаем их неудачам и разочарованиям.
Л. Н. Толстой — гениальный писатель, затронувший в своем романе-эпопее множество тем и проблем. А с помощью психологического портрета он сумел показать читателю полные образы своих героев, раскрыть характеры действующих лиц и показать все их «интересы мысли».



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
Портрет как средство характеристики героев Л. Н. Толстого в романе «Война мир»