В поэме Некрасова «Княгиня Трубецкая» описывается встреча княгини Трубецкой с иркутским губернатором.
Княжна, последовавшая за ссыльным мужем декабристом в Сибирь, встречается в Иркутске с губернатором, которому был дан приказ любыми средствами отговорить ее от поездки на каторгу.
Губернатор приложил много усилий, чтобы удержать женщину от пути в ссылку вместе с мужем. Какие только доводы не приводил он ей: и то, что ее отъезд «убил отца» княгини, у которого «семь лет служил» городской начальник; и то, как тяжело жить в ссылке, где «восемь месяцев зима» и как непосилен каторжный труд. На что княжна отвечала, что привыкнет ко всему «шутя». Тогда губернатор прибегает к лживому обвинению в адрес ее мужа, что он якобы «увлекся призраком пустым», и самой Трубецкой, которая, по словам губернатора «бежит» за мужем, «как жалкая раба». На что княгиня отвечала словами, исполненными горячего патриотизма:
Нет! Я не жалкая раба,
Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба —
Я буду ей верна!
О, если б он меня забыл
Для женщины другой,
В моей душе достало б сил
Не быть его рабой!
Но знаю: к родине любовь —
Соперница моя,
И если б можно было, вновь
Ему простила б я! …
Последней попыткой губернатора остановить княгиню Трубецкую были его увещевания о том, что она должна будет отречься от богатства и привилегированного положения, лишиться всех прав на наследование имущества, на возвращение в центральную Россию. Княгиня отвечала, что готова пойти за мужем и пешком, что подпишет отреченья от своих прав, которыми «не дорожит». Для нее нет дороги назад, где «и прежде был там рай земной»,
А нынче этот рай
Своей заботливой рукой
Расчистил Николай.
Там люди заживо гниют —
Ходячие гробы…
Что там найду я? Ханжество,
Поруганную честь,
Нахальной дряни торжество
И месть…
Известно, что жены декабристов пошли в сибирскую ссылку не из-за своих идейных убеждений, а из любви к своим мужьям, из чувства личного долга.
Некрасов в поэме показывает поступок жен декабристов не только как выполнение ими супружеского долга, но как сознательный героизм, как выражение протеста, как подвиг борьбы.