Мне очень нравятся произведения Александра Куприна. Открыв прошлым летом один из томов собрания его сочинений, я окунулся в удивительный мир его героев. Пахнуло соленым морским ветром Балаклавы, зашумел колдовской полесский лес. Я увидел, именно увидел, очень разных людей, живущих на страницах его повестей и рассказов. Меня поразила живость созданных писателем образов. Во всех героях Куприна есть что-то, что заставило меня сопереживать им, радоваться и огорчаться вместе с ними. Я читал и не мог оторваться. Мне захотелось побольше узнать об этом писателе, и я с удивлением обнаружил, каким интересным он был человеком.
Особое впечатление на меня произвел список профессий, которые он перепробовал, расставшись с военной службой. Куприн был репортером, строителем, выращивал табак и изучал зубоврачебное дело, был псаломщиком и грузчиком, вместе с Уточкиным поднимался на воздушном шаре и опускался в водолазном костюме на морское дно. В силу стечения обстоятельств писатель оказался в эмиграции после революции и почти двадцать лет страстно стремился вернуться в Россию. Куприн был неисправимым оптимистом и жизнелюбом. И, наверное, поэтому в его произведениях, несмотря на множество драматических ситуаций, жизнь бьет ключом. Мне нравятся герои Куприна. Это люди с открытой душой и чистым сердцем. Закрываешь книгу, и еще долго остается впечатление чего-то светлого.
Хочется поподробнее написать о близких мне темах в произведениях Куприна. Говоря словами Высоцкого, «я не люблю насилья и бессилья», «не выношу, когда невинных бьют». А в жизни, к сожалению, приходится сталкиваться с такими явлениями. Поэтому мне особенно близки те герои писатели, которые восстают против унижения человека, пытаются отстоять человеческое достоинство и восстановить справедливость.
Это, например, подпоручик Ромашов из «Поединка», который выступает против царящего в армии произвола, издевательства офицеров над солдатами. Ромашов вступается за татарина Шарафутдинова, который почти не понимает по-русски и никак не может уразуметь, что от него хочет полковник. Он удерживает от самоубийства солдата Хлебникова, жалеет и утешает его. Ромашов, в отличие от других офицеров полка, понимает, что «серые Хлебниковы с их однообразно-покорными и обессмысленными лицами — на самом деле живые люди, а не механические величины…».
Мне кажется, что и князь Шеин, муж героини «Гранатового браслета», — добрый и справедливый человек. Он с сочувствием относится к почтовому чиновнику Желткову, страстно влюбленному в Веру Николаевну. Он понимает, что на его глазах развернулась «громадная трагедия души», и, отбросив предрассудки, проявляет глубокое уважение к чувствам «маленького человека».
Одна из центральных тем в творчестве Куприна — тема любви. Многие его герои яснее всего раскрываются, освещенные любовным чувством. Мне кажется, что ни в одном из прочитанных мною раньше литературных произведений тема любви не звучала так, как у Куприна. В его повестях любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, любовь, для которой совершить любой подвиг, пойти на мучение вовсе не труд, а радость. Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться. Любовь в произведениях Куприна всегда трагична, она заведомо обречена на страдания.
Именно такая всепоглощающая любовь коснулась полесской «ведьмы» Олеси, которая полюбила «доброго, но только слабого» Ивана Тимофеевича. «Чистый и добрый» Ромашов жертвует собой ради расчетливой Шурочки Николаевой. Такова и рыцарская, и романтическая любовь Желткова к княгине Вере Николаевне, поглотившая все его существо. Желтков уходит из жизни без жалоб, без упреков, произнося, как молитву: «Да святится имя Твое».
Несмотря на трагическую развязку, герои Куприна счастливы. Они считают, что осветившая их жизнь любовь — это подлинно прекрасное чувство. Олеся жалеет только о том, что у нее нет ребенка от любимого человека, Желтков умирает, благословляя любимую женщину. Суламифь благодарит царя Соломона за подаренное ей счастье. Так описывает любовь А. Куприн. Читаешь и думаешь: наверное, так в жизни не бывает. Но, вопреки здравому смыслу, хочется, чтобы было.
В рассказах и повестях Куприна мне импонирует поразительная точность в описании бытовых подробностей, воссоздание жизни во всех ее незаметных мелочах. Он умеет метким словом так охарактеризовать человека, что сразу его представляешь. Например, подпоручик Ромашов думает о себе в третьем лице. Читаешь, и возникает образ молодого, немного смешного, неуверенного в себе человека, который хочет казаться значительным.
У Куприна есть замечательные описания природы. Фон создает определенную атмосферу, в которой разворачивается дальнейшее действие. Описание чудесного виноградника и восхода солнца в «Суламифи» предваряет появление самой красивой девушки, ее звонкий голос вплетается в утренний хор природы.
На фоне таинственного леса мы встретились с полесской колдуньей Олесей. Пейзаж создает впечатление необычности всего происходящего. Картины пробуждающейся весенней природы сопровождают зарождение любви Олеси и Ивана Тимофеевича, а прощаемся мы с героями повести под аккомпанемент разбушевавшейся стихии.
Ароматами Черного моря пронизаны очерки «Листригоны». Со страниц книги запахло водорослями, свежей и жареной рыбой, заблестела на солнце рыбья чешуя. На этом фоне мы знакомимся с бесшабашными и мужественными балаклавскими рыбаками и их жизнью.
Вот, пожалуй, и все, что я хотел сказать об Александре Ивановиче Куприне. Таким я его представляю и люблю. Гуманизм, доброта, душевная мудрость — вот чему можно учиться у этого писателя.