Поединок в «Поединке» (по одноименной повести А. И. Куприна)

Повесть «Поединок» (1905) считается одним из лучших произведений А. И. Куприна. В ней писатель размышляет над очень серьезной проблемой — всеобщего социального неблагополучия, отражением которого является, в частности, состояние дел в российской армии. В чем причины этой беды, где ее истоки, как можно изменить ситуацию и возможно ли это вообще — над этими и другими вопросами размышляет сам Куприн и призывает к этому своих читателей.
Предметом изображения в «Поединке» является российская армейская действительность начала 20

века. В нее «окунается» молодой герой повести — офицер Георгий Ромашов. Интересно, что сам писатель называл Ромашова своим двойником, а повесть является во многом автобиографическим произведением.
Попав в армию, герой почти сразу же он разочаровывается в том, что каждый день видит вокруг себя, утрачивает свои романтические иллюзии относительно «высоких» целей военной службы.
Глазами своего героя Куприн показал ужасающее состояние бесправной солдатской и опустившейся офицерской массы. По своим человеческим качествам почти каждый офицер, с которым сталкивается Ромашов, наделен минимумом «добрых»
чувств. Но эти «добрые» чувства перемешаны с жестокостью, грубостью, равнодушием, они до неузнаваемости искажены кастовыми военными предрассудками.
Ромашов — «естественный человек», он инстинктивно сопротивляется несправедливости, но его протест слаб. Мечты и планы легко рушатся, так как они незрелы и непродуманны, зачастую наивны. Ромашов мучается смутными, не до конца неосознанными им сомнениями и тревогами, но до определенного момента он не решается на «крамольную» мысль о чудовищности системы, которая его окружает. Однако после встречи с солдатом Хлебниковым, «униженным и оскорбленным», в сознании Ромашова наступает перелом.
Героя потрясает готовность человека пойти на самоубийство, в котором он видит единственный выход из мученической жизни. Искренность порыва Хлебникова особенно ярко указывает Ромашову на глупость и незрелость его юношеских фантазий, имеющих целью лишь что-то «доказать» окружающим. Ромашов потрясен силой страданий Хлебникова, и именно желание сострадать заставляет задуматься подпоручика о судьбе простого народа.
В «Поединке» Куприн продолжает традиции психологического анализа Л. Н. Толстого: в произведении слышится, помимо протестующего голоса самого героя, увидевшего несправедливость жестокой и тупой жизни, и обличительный авторский голос (монологи Назанского). Этот герой в произведении является носителем социальной этики. Образ Назанского неоднозначен: его радикальное настроение (критические монологи, романтическое предчувствие «светозарной жизни», предвидение грядущих социальных потрясений, ненависть к образу жизни военной касты, способность оценить высокую, чистую любовь, почувствовать непосредственность и красоту жизни) вступает в противоречие с его собственным образом жизни. Единственным спасением от нравственной гибели является для индивидуалиста Назанского и для Ромашова бегство от всяких общественных связей и обязательств.
В «Поединке» писатель показывает, что офицерство, независимо своих личных качеств, — всего лишь послушное орудие бесчеловечно категорических уставных условностей. Кастовые законы армейского бытия, осложненные материальной скудостью и провинциальной духовной нищетой, формируют страшный тип русского офицера. На людей с тонкой душевной организацией, вроде Ромашова, служба производит отталкивающее впечатление именно своей противоестественностью и античеловечностью.
Постепенно герой от отрицания армейских обрядов приходит к отрицанию войны как таковой. Отчаянное человеческое «не хочу!» должна, по мысли юного подпоручика, уничтожить варварский метод — решать споры между народами силой оружия: «Положим, завтра, положим, сию секунду эта мысль пришла в голову всем: русским, немцам, англичанам, японцам… И вот уже нет больше войны, нет офицеров и солдат, все разошлись по домам».
В произведении автор оставляет Ромашова, переживающего период «созревания души», на распутье — распутье идейном и нравственном. В финале повести поединок, который на протяжении всего сюжета вел герой (поединок с самим собой, своей слабостью, мечтательностью, нерешительностью, пассивностью; поединок с обществом, подавляющим в человеке личность, мешающий пробуждению самосознания личности) превращается в убийство. Преданный так трепетно любимой им Шурочкой Николаевой, Ромашов гибнет на дуэли как раз в тот момент, когда душа его стремится к обновлению.
Почему «Поединок» заканчивается столь трагически? Поражение героя в поединке с Николаевым говорит о том, что Ромашов потерпел поражение и в других, более важных, внутренних поединках. Мне кажется, это случилось потому, что взгляд Куприна на современное положение дел в русском обществе было сугубо пессимистическим. «Чистым душам», стремящимся к гармонии, справедливости, добру, в той жизни делать было нечего — по мысли писателя, они обречены на поражение и гибель, если не физическую, то нравственную.



spacer
Поединок в «Поединке» (по одноименной повести А. И. Куприна)