Роман И. Тургенева «Отцы и дети» был написан в 1862-м году. В этом произведении писатель затронул вечную проблему противостояния старшего и молодого поколений. Яркими представителями старшего поколения в романе являются Павел Петрович и его брат Николай Петрович Кирсановы, а молодого — Евгений Базаров. Авторская позиция в тексте произведения четко не выражена, что послужило поводом для нападок на писателя и с той, и с другой стороны: «Не понятно — за кого Тургенев». Именно поэтому появление в печати «Отцов и детей» вызвало широкий общественный резонанс. Представители старшего поколения, «отцы», обвиняли классика в том, что он почти сатирически изобразил Кирсанова в сцене дуэли, и таким образом, якобы, выступил на стороне молодого поколения. А «дети» были уверены, что смерть Базарова — это несомненное поражение молодых и утверждение правильности взглядов «отцов». Сам Тургенев отвергал свое предпочтение тому или иному лагерю, на протяжении всего романа он пытался сохранить объективность. И это ему удалось.
Согласно традиции русской классической литературы, смерть героя чаще всего означает крушение внутреннего мира, и, как следствие, неправоту его взглядов на жизнь (вспомним Рудина, Печорина). Но, в данном случае, умирает герой не от безысходности, и его смерть — не капитуляция. Это можно доказать при детальном рассмотрении сцены смерти Базарова.
Этот эпизод является одним из кульминационных в романе. Причина смерти — заражение крови, которое произошло при попадании трупного яда в ранку (Базаров вскрывал труп и порезался). На первый взгляд, эта причина кажется случайной, но в ней заложен глубокий смысл. Евгений умирает в работе, в стремлении к познанию еще непознанного.
В этой сцене Тургенев показал читателю человека, переосмыслившего мир, взглянувшего на него с другой стороны. Перед нами другой Базаров, которому присущи простые человеческие чувства, ранее скрываемые им от друзей и близких. Это и любовь, и романтизм. «Я вас любил!.. Любовь — форма, а моя собственная форма уже разлагается. Скажу я лучше, что какая вы славная, красивая…» —слышим мы от человека, который раньше женщину «бабой» называл.
Базаров мужественно встречает опасность и, зная, что должен умереть, находит в себе силы шутить с отцом. «Экой ты охотник до практики!» — говорит Евгений ему. Базаров пытается по возможности успокоить родителей: «Простудился, должно быть!». Но и они знают, что это не так. Евгений говорит о смерти как материалист, не думает ни о душе, ни о загробном мире: «Завтра или послезавтра мозг мой в отставку подаст, ты знаешь!».
Этот эпизод играет важную роль в раскрытии образа, так как в нем показана вся сущность Базарова. Здесь мы видим и твердость характера героя, который не трусит перед смертью, и непреклонность материалистических убеждений. Евгений на просьбу отца исполнить христианский долг отвечает: «Я подожду… ведь и беспамятных причащают». Отказ от исповеди выражен более чем ясно, ведь Базаров знает, что доживает последние часы. И отец это понимает: «Старик поднялся, сел в кресло и, взявшись за подбородок, стал кусать себе пальцы». Евгений с честью выдержал трудное испытание и показал непреклонность своих убеждений. Нам ясно, что он атеист.
В этом эпизоде Тургенев показал, что Базаров способен к глубокому чувству. Все напускное исчезает в Евгении перед лицом смерти, и нам открывается человек с любящей и даже поэтической душой. Человечность и откровенность проявляются в его последних словах, обращенных к Одинцовой: «Прощайте, — проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. Прощайте… послушайте… ведь я не целовал вас, тогда… дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…»
Значение этих слов Базарова особенно велико, так как это его последние слова, и он, просящий Аркадия «не говорить красиво», сам заговорил как поэт.
Приводя Базарова к смерти. Тургенев не встает на сторону «отцов», так как смерть героя обусловлена логикой развития образа. Ведь именно перед смертью Евгений понимает, что он любит Одинцову… Так он проходит традиционное для романов классика испытание любовью. И если Рудин отказывается от чувств, боится сознаться в них, то Базаров принимает любовь, хотя и слишком поздно. Также смерть — это испытание на прочность характера, и Базаров опять с честью его выдерживает. Он до последней минуты не позволял себе склониться перед постигшим его несчастьем: «А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет… Все равно: вилять хвостом не стану». Его душевные метания связаны лишь с тем, что смерть лишает его возможности действовать: «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда!». И если Кирсанов во время дуэли умирает духовно («Да он и был мертвец…»), то Базаров умирает физически, но его дух не сломлен.
Такую многогранность образа Тургенев мог показать, лишь поставив героя в неожиданные для него условия. А так как ни влюбленность, ни дружба не смогли поколебать неприступную стену сердца Базарова, и только смерть выбивалась из «графика» его жизни, то писателю ничего не оставалось кроме того, чтобы «умертвить» своего героя.