Почему так трагически сложилась судьба Мцыри? (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» )

Поэтический мир М. Ю. Лермонтова — это тревожный мир исканий, глубокой мысли, нерешенных вопросов и больших философских проблем. Герой этого мира потрясен царящей кругом несправедливостью. Он полон негодования и гнева. Мир Лермонтова — это мир высоких и прекрасных чувств: любви, дружбы, тонких переживания души. Основной пафос в творчестве поэта виден в «нравственных вопросах» о судьбе и правах человеческой личности.
Одной из вершин художественного наследия М. Ю. Лермонтова является поэта «Мцыри» — плод длительной и тяжелой

творческой работы. Еще в раннюю пору в воображении поэта возник образ юноши, произносящего на пороге смерти гневную, протестующую речь перед своим слушателем, старым монахом. Этот образ мы встречаем в романтических поэмах «Исповедь» и «Боярин Орша», особую же выразительность и наибольшее значение он приобретает в поэме «Мцыри».
Наиболее распространена трактовка образа главного героя как «естественного человека», сталкивающегося с губительной силой цивилизации, которая оторвала его от естественного состояния и заточила в монастырь. При таком рассмотрении герой лишается присущей ему многозначности
и глубины внутреннего развития. Годы пребывания Мцыри в монастыре, насильственного приобщения к культуре, были полны не только горечью утрат и страданий, но и существенными приобретениями. Необычайность положения и судьбы заставляет юношу задуматься над проблемами, несвойственными «естественному» сознанию. Наряду с мечтами о родине и свободе в нем зарождается стремление к познанию окружающего мира, степени его соответствия мечтам и идеалам. Мцыри стремится решить важнейший вопрос о мере свободы человека в окружающем мире.
Поэт с несомненной симпатией воспевает воинственные мечты главного героя. Поэма не раскрывает до конца стремлений юноши, но они ощутимы в намеках. О своем отце и его собеседниках Мцыри вспоминает, прежде всего, как о воинах. Неслучайно ему снятся сражения, в которых он всех побеждает, недаром мечты влекут его в «чудный мир тревог и битв». Он убежден, что мог бы быть «в краю отцов не из последних удальцов».
Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой, однако всем строем своих чувств он — воин. Суровой сдержанностью герой отличался еще с ранних лет. Юноша гордится этим: «Ты помнишь, в детские года слезы не знал я никогда». Волю слезам он дает лишь во время побега: ведь их теперь никто не увидит.
Трагическое одиночество в монастыре закалило силу воли Мцыри. Неслучайно, что он сбежал из своего «заточения» в грозовую ночь: то, что устрашало боязливых монахов, наполняло его сердце бодростью и чувством братства с грозой. Мцыри не страшила могила: в ней нет страдания.
Мужество и стойкость юноши проявились в битве с барсом, в ней с наибольшей силой раскрывается героическая сущность характера юноши. Несмотря на всю близость к природе, Мцыри — представитель иного «царства», человеческого, которое не может строиться и существовать только по природным законам.
На пути в «край отцов» юноша переживает еще одну встречу, которая имеет символико-обобщенный смысл, — встречу с девушкой-грузинкой. Но герой преодолевает соблазн уединенного счастья и покоя вдали от родины, от мира «тревог и битв». Он так и не зашел в саклю, где скрывалась юная грузинка: «Я цель одну, пройти в родимую страну, имел в душе».
Трагичность Мцыри проявляется в его внутренней противоречивости. Он далек от гармоничности. Одно из его противоречий — между силой духа и слабостью тела — отражает не только пагубность воздействия монастырской атмосферы, но и более глубокий конфликт философского плана, который заключается в противоборстве между бесконечными возможностями человеческого духа и конечностью существования «бренного» тела.
Исповедь героя многозначно соотносится с авторским вступлением к поэме. Если эпиграф напоминал о временах библейско-легендарных, то в начале пролога говорится о реально-достоверном прошлом — об истории древнего монастыря, многострадального грузинского народа. Далее повествование переводится из общеисторического плана, предмет которого — судьба государства и народа, в план личностный. Здесь излагается история судьбы конкретного человека — Мцыри. Поэт движется последовательно от большой к малой истории, а от нее — к отдельной личности, «песчинке» истории. Двойной взгляд поэта на своего героя, извне и изнутри, сближает и разделяет его с ним.
Трагизм главного героя заключается не только в том, что он не находит конкретного пути, ведущего его на родину, к свободной естественной жизни, но и в том, что такого пути нет вообще, ибо нет возврата назад в историческое прошлое. Лермонтов в поэме «Мцыри» запечатлен «вечный ропот» человека, его вечный поиск, неустанную борьбу за созидание и утверждение в себе и в мире высших человеческих ценностей.
Увещевания старого монаха не заставляют Мцыри раскаяться. Он и теперь бы «рай и вечность променял» за несколько минут среди близких. Обстоятельства оказались сильнее его, герой напрасно спорил с судьбой. Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным образом литературы, воплощением мужества и героизма.



spacer
Почему так трагически сложилась судьба Мцыри? (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» )