Одной из вершин художественного наследия Лермонтова является поэма «Мцыри», которая поднимает важнейшие вопросы нравственности, судьбы, проблемы свободы и места родины в жизни людей.
В поэме «Мцыри» действие развивается в двух направлениях: тоска по идеалу, стремление к далекой, но близкой сердцу, России, и блуждание героя, который бежал из монастыря. Лермонтов развивает идею мужества и протеста, которая сочетается с темой свободы. Мцыри не просто тоскует по родной земле, а рвется к ней всей душой:
Хоть на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной.
В одну пламенную страсть сливается любовь к отчизне и жажда воли. Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными ему кажутся кельи с сумрачными и глухими стенами. Трусливыми и жалобными он видит своих стражей-монахов. Сам себя герой считает рабом, узником. Короткие дни побега для этого юноши были самыми счастливыми:
Ты хочешь, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней.
Свободолюбивый патриотизм, на мой взгляд, совсем не похож не мечтательную любовь к родным красивым пейзажам и дорогим могилам. О своем отце Мцыри вспоминает как о воине, неудивительно, что ему снятся сны о сражениях, в которых он всех побеждает.
А мой отец? Он как живой
В своей одежде боевой.
Явился мне, и вспомнил я
Кольчуги звон, и блеск ружья
Главный герой убежден, что мог бы быть «в краю отцов не из последних удальцов».
Хотя судьба не дала возможности юноше оказаться на поле битвы, но душой он все же воин. Суровой сдержанностью он отличался с ранних лет: «Ты помнишь, в детские года слезы не знал я никогда».
На мой взгляд, Лермонтов в истории о Мцыри хочет донести до нас то, что человек может реализовать себя в полной мере только в родных краях, ибо уже с молоком матери ребенок впитывает в себя любовь и привязанность к родным местам. Человек проникается нравственными ценностями своего народа. Все это формирует его мировоззрение. Чужая земля, по мнению Лермонтова, всегда является тюрьмой для духа.
Волю слезам Мцыри дает лишь во время побега, ведь их теперь никто не увидит. То, что он не найдет своей родины, по-моему, ясно уже с самого начала его скитаний. Мцыри понимает, что он обречен, но все же стремится, наперекор всему, вырваться из привычного круга спокойного существования, из мира статичного и бессмысленного.
Мцыри истинно романтический герой. В первую очередь, его романтичность проявляется в душевной искренности и протесте против сложившейся действительности. Ему свойственно стремление к действию. Мысли, мечты, желания героя подкрепляются действиями.
Почему же так трагично сложилась судьба Мцыри? Почему он не нашел дороги домой? Я думаю, что иначе и быть не могло. Ведь Мцыри — герой романтический, он прекрасен в духовном плане, он готов идти за своей мечтой до последнего вздоха. Но такому человеку еще нет места в реальной жизни. Смерть его закономерна, ибо только так он может обрести свободу и покой. Смерть — единственный выход из сложившейся ситуации для юноши.
Кроме того, Лермонтов, рисуя своего героя в чрезвычайных ситуациях, словно со стороны смотрит на эволюцию его мыслей, действий и душевного мира. Автор наблюдает за Мцыри, который, несмотря на то, что снова оказался в стенах монастыря, не ослабляет духа своего вольнолюбивого патриотизма:
Увы! — я несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял…
Конечно, обстоятельства оказались непреодолимыми, но, на мой взгляд, Мцыри совсем не напрасно «спорил с судьбой». То время, которое он провел на свободе, стало отдушиной всей его жизни. Эти несколько дней позволили Мцыри лучше понять свою сущность и внутренний мир. Он духовно не сломался, до последнего момента лелея в своем сердце любовь к родному краю:
И близ меня перед концом
Родной опять раздался звук!