Образ главного героя романа «Обломов» нарисован Гончаровым в ироничном ключе и вызывает у читателя добрую улыбку. Но иногда Илья Ильич предстает фигурой почти трагической, сложной и противоречивой. Эта противоречивость и становится главным показателем национальной принадлежности героя. Он русский, и этим сказано все. А во времена Гончарова было целое поколение Обломовых, именно поэтому Добролюбов в своей статье «Что такое обломовшина?» возводит это явление в ранг общественно значимого.
Обломов «активно» действует на страницах романа, он показан автором в соседстве с другими персонажами. И это соседство показательно, писатель каждый раз показывает какую-то особенную черту героя, раскрывает его характер.
Так друг Обломова — Андрей Штольц — представляет собой полнейшую противоположность героя. Он деятелен, его характер тверд и энергичен. Несмотря на то, что они росли по соседству, воспитание их различно, и это сыграло решающую роль в формировании характеров.
Андрея не холили и не лелеяли няньки и мать. Отец был достаточно суров с сыном, он не оберегал его от умственной работы, а, наоборот, поощрял его стремление и способности к ней. Все это привело к тому, что Штольц вырос очень деятельным человеком. На протяжении всего действия он пытается расшевелить и главного героя, он почти добивается этого с помощью Ольги Ильинской и того чувства, которое возбудила в Обломове эта девушка…
Но… ничего не получается… Так почему же?
Вначале Обломов очень радушно принимает старого друга. Он действительно рад, так как память о счастливом и безмятежном детстве неминуема связана со Штольцем.
Андрей тоже рад встретить товарища. Он даже пытается искренне помочь Илье Ильичу, видя, что тот совершенно погряз в грязи и пыли, что его интересы не выходят за пределы пыльной комнаты. Для Штольца такая растительная жизнь неприемлема. Поэтому он зовет друга с собой в путешествие.
Но, с присущей ему медлительностью и мягкостью, Обломов откладывает и откладывает свой отъезд… И тут опять возникает вопрос: почему?
Видимо, потому, что Обломову это было не нужно, что суета, которая постоянно сопровождает человека по жизни, когда он куда-то спешит — за модой, славой, деньгами, чувствами — непонятна герою. Обломов понимает, что можно, конечно, поехать за границу, но, в конце концов, зачем? Что человек, который не интересуется жизнью света, может там увидеть? Те же мысли, те же чувства…
Но на этом Штольц не останавливается и принимает еще одну попытку возвращения Обломова к «жизни». Он решает призвать на помощь сердце… Ольга Ильинская по просьбе Штольца заводит знакомство с Ильей Ильичем, влюбляется в него, влюбляет его. Любовь заставляет Обломова делать совершенно героические поступки — он поднимается на свидание с Ольгой на крутую гору, пишет ей письмо, ночует под ее окнами, он похудел, помолодел… Но, в конце концов, также по непонятным причинам, герой отказывается от любви, как и от поездки заграницу.
И вот затея Штольца проваливается. Обломов возвращается к прежнему образу жизни, забивается в тихий семейный угол тихого счастья, и ничего не меняется… Но почему?
Мне думается, потому что Штольц пытался сделать из Обломова подобие самого себя, пытался привить герою идеалы и устремления, ему совершенно несвойственные. А это неправильно. Нельзя сделать из человека то, чем он, по сути, не является.
Ведь, хотя в детстве Обломов и рос энергичным мальчиком, семейная забота задушила в нем все эти задатки. Илья Ильич с детства привык к ничегонеделанию. Он даже возмущается, когда его слуга Захар посмел сравнить его с «другими». Ведь он барин в полном смысле этого слова. А Штольц пытался поменять психологию героя в обратную сторону, пытался пояснить, что «барин» — это не тот человек, который ни разу в своей жизни сам себе чулок не надел, а тот, в подчинении у которого множество людей, о которых необходимо заботиться. Но Обломов не мог понять, что не люди существуют для него, а он для людей. Как не мог он понять и многих других вещей.
Но, может быть, это и не так уж плохо? Ведь Илья Ильич обладал очень мягкой душой, щедрым сердцем, и по многим его размышлениям можно сказать, что он многое в жизни понимает и понимает правильно. Ведь смог же Обломов, в конце концов, понять, что Ольга его по-настоящему не любит, и отказаться от нее. Смог же он уйти из под влияния Штольца. А это говорит не только о здравом уме, но и о силе воли героя. Так что правильно, что Штольцу не удалось изменить образ жизни Обломова, он и без этих изменений, по-моему, полноценная личность, имеющая свои неповторимые черты и особенности.