По рассказу А. И. Куприна «Олеся»

«Как ни грустно в этом непонятном мире, но он все же прекрасен…» И. А. Бунин. ( По рассказу А. И. Куприна «Олеся»).
Трудно поверить, что эти слова произнесены человеком, жившим на «стыке времен», в тот самый трудный период, когда свергались с пьедесталов прежние идеалы, а их место занимали новые, незнакомые и непривычные, чья истинная ценность была сомнительна.
И. Бунин, творивший в конце XIX-начале XX века, видел мучительные поиски интеллигенции, разуверившейся в приоритетах своих предшественников, отодвинувших на второй план эстетику литературы. Красота окружающего мира была забыта: там, где страдания, нет и не может быть ничего прекрасного. Но, несмотря на бушующую предреволюционную эпоху, остались и те писатели, кто был верен музе красоты и продолжал воспевать ее в своих творениях. «Непонятный мир» не погасил их желания говорить о прелести природы, об очаровании цветов, о нежности чувств. К числу таких авторов принадлежит и Александр Иванович Куприн. Его произведения странным образом сочетают в себе изображение человеческого страдания в грязи и пошлости окружающего мира и чистоту чувств героя, возвышающую не только его самого, но и озаряющую все ярким и радостным светом. Оттого, наверное, и не оставляют тягостного впечатления творения Куприна.
Любовь, где бы она ни родилась: среди нетронутой природы полесских лесов, в офицерском гарнизоне, в чиновничьей убогой комнатушке — повсюду горит своим негасимым огнем, который освещает жизненную дорогу тех, кому посчастливилось прикоснуться к этому великому божественному дару.
И Куприн, и Бунин свои произведения создавали на основе контраста пошлого окружающего мира, со всеми его нелепыми, непонятными условностями, и расцветшего, как цветок на голой каменистой земле, прекрасного, чистого чувства, которое остается незапятнанным, неоскверненным до тех пор, пока живет его «владелец» — любящий и любимый человек.
В рассказе Куприна «Олеся» мы встречаемся с удивительной девушкой, наделенной «оригинальной» красотой. «Прелесть ее лица заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности…»
Но не одна только красота Олеси очаровывала Ивана Тимофеевича, а также «ее цельная, самобытная, свободная натура, ее ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым наследственным суеверием, детски невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины».
Олеся создана для любви. Она ждет ее, готовая принять в свое сердце.
Это чувство поселилось в ней, сделало счастливой, несмотря на постоянный страх девушки перед неминуемым несчастьем, которое она угадала давно, еще возможно, тогда, когда впервые увидела Ивана Тимофеевича, или тогда, когда она гадала ему на картах. Но отказаться от любви она не в силах и не жалеет о том, что было, хотя вынуждена расстаться с любимым. «Она положила обе руки мне на плечи и с невыразимой любовью поглядела в мои глаза».
Финал рассказа печален. При последней встрече с возлюбленным Олеся говорит: «Так и знай же, мой дорогой, что никогда ты обо мне не вспомнишь дурно или со злом…. Как расстанемся мы с тобой, тяжело тебе в первое время будет, ох как тяжело…. Плакать будешь, места себе не найдешь нигде. А потом все пройдет, все изгладится. И без горя ты будешь обо мне думать, а легко и радостно».
Куприн устами своей героини пытается донести до читателя свою мысль: как ни трагичен финал любви Олеси и Ивана Тимофеевича, победить ее красоту и запятнать ее чистоту не под силу никаким суровым жизненным обстоятельствам. Н под силу даже смерти. » Любовь сильнее смерти», — говорит один из купринских героев, и мы соглашаемся с ним, вспомнив историю Ромео и Джульетты, Тристана и Изольды, Мастера и Маргариты.
В жизни Олеси любовь к Ивану Тимофеевичу стала первой. Она по-детски искренна и бесхитростна. Очищающее магическое влияние девушка оказывает на «ленивое» сердце своего возлюбленного, который начинает замечать прекрасное вокруг себя, ценить красоту природы. «И вся эта ночь слилась в какую-то волшебную, чарующую сказку. Взошел месяц и его сияние причудливо, пестро и таинственно расцветило лес…Тонкие стволы берез белели резко и отчетливо, а на их редкую листву, казалось, были наброшены серебристые, прозрачные, газовые покровы…. И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастьем…»
Интересно, что Куприн делает местом встречи своих героев величественный и прекрасный лес, где не существует людской пошлости и подлости, лес, благословляющий молодых на счастье.
А поруганию Олеся подвергается в деревне, куда она пришла из своей лесной обители, пришла в церковь, «переломив» свою болезнь, во имя своей любви.
Иван Тимофеевич не обладает даром любить так самоотверженно, как Олеся. Когда он узнает о ее намерении уехать, то думает лишь о том, что остается покинутым. Да, сердце его тоже болит, «переполненное слезами», он переживает при виде «дешевых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллов» — единственной вещи, которая осталась… на память об Олесе и об ее нежности, великодушной любви». Но не бросился Иван Тимофеевич вдогонку за Олесей, не взял под свою защиту. Не сумел наш герой встать вровень с любимой, испугался силы ее чувства, значит и любовь его совсем не любовь. Не стоит он Олеси.
Читая рассказ А. И. Куприна, думаешь о том, как сложно разобраться в этом непонятно мире, где самое сокровенное, чистое чувство — любовь — оказывается одновременно и счастьем и трагедией.
И все-таки, слава Богу, что есть любовь, что можно, замирая от ее предчувствия, быть счастливым в этом пусть непонятном, но прекрасном мире.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
По рассказу А. И. Куприна «Олеся»