Нравственная проблематика одного из произведений А. И. Куприна (по рассказу «Гранатовый браслет»)

Начало 20 века дало русской литературе немало талантливых имен. Александр Иванович Куприн — одно из них. К творчеству этого автора существует неоднозначное отношение, поскольку он затрагивал и раскрывал такие темы, о которых не решались говорить другие.
Одна из ведущих тем в произведениях Куприна — тема любви и все вопросы, связанные с этим чувством. Интересно, что у этого писателя было свое, уникальное, восприятие любви. Он считал, что настоящее чувство встречается в нашей жизни очень редко, и лишь немногие счастливчики могут его испытать.

Но, по мнению Куприна, без искренней любви и страсти жизнь пуста и бесполезна.
Одним из самых известных и ярких произведений писателя является его рассказ «Гранатовый браслет». Здесь рассказывается о жертвенном чувстве маленького человека, который был очень счастлив до последних своих дней, потому что в его жизни была возможность любить.
Образ мелкого чиновника Желткова связан с проблемой жертвенной любви, настоящего сильного чувства. Этот герой принимает свою любовь к Вере Николаевне Шеиной как божий дар: «Не виноват, Вера Николаевна, что богу угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к
Вам». Желтков знает, что никогда его возлюбленная не будет с ним: слишком велика разница в их общественном положении, образовании, воспитании. Но герою и не нужно, чтобы Вера Николаевна была рядом, ведь его любовь всегда рядом. В знак своего чувства Желтков дарит Шеиной самое дорогое, что у него есть — гранатовый браслет матери.
Сам по себе этот браслет неказист и непривлекателен для человека с изысканным вкусом: «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами, …., каждый величиной с горошину». Но, в то же время, это украшение содержит в себе старинные гранаты, красивейшие камни цвета крови и страсти. Так и Желтков, непримечательный с виду, таил в себе огромные запасы любви, не всем доступные в этом мире. Так и его любовь, несмотря на все, была сильной, чистой, искренней. Она была настоящей…
Желтков решает умереть, потому что без Веры Николаевны он не может и не хочет жить. Без княгини у него нет другой цели существования. Но даже из жизни герой уходит с великой любовью в сердце, со словами, которые становятся ключевыми в произведении: «Да святится имя Твое!»
Княгиня Вера Николаена Шеина — независимая, спокойная, холодная красавица: «… Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, какую можно видеть на старинных миниатюрах».
Эта женщина хочет любви, понимает все ее значение для человека, но она слишком холодна и бесстрастна. Вера Николаевна просто не способна полюбить. С мужем у нее скорее дружеские, чем любовные отношения. У героини нет детей, наверное, потому, что нет любви. Но Вера Николаевна способна оценить истинное чувство. Именно поэтому она становится символом человека, который достоин настоящей любви. Она становится предметом обожания Желткова.
Но в финале рассказа Вере Николаевне остается лишь гранатовый браслет и… память. Ей очень тяжело осознавать, что она не увидела, не почувствовала такой любви, которая «повторяется только один раз в тысячу лет», намного раньше. Этой героине остаются лишь сожаления.
Несчастлива в любви и сестра Веры Николаевны, Анна Николаевна. Она, в отличие от Веры, обладает страстным темпераментом и горячей натурой. Но и Анна несчастлива в браке. Она презирает своего богатого, но глупого мужа и предается флирту во всех столицах мира. У Анны Николаевны есть дети, но и они растут слабыми и «малокровными». Все это от того, как мне кажется, что в жизни этой героини нет настоящей любви.
Вообще, вся семья Шеиных несчастна в этом отношении. Старший брат героинь, князь Николай Николаевич Шеин, не женат и не собирается этого делать. Интересно, что действие рассказа происходит осенью и предваряется описанием увядающей природы. Этот пейзаж очень символичен. Увядает, духовно умирает российской дворянство. Оно больше не способно на глубокие чувства, на истинную любовь.
Особое значение в рассказе имеет образ «тучного, высокого, серебряного старца» — генерала Аносова. Именно этот человек заставляет Веру Николаевну отнестись к любви таинственного незнакомца более серьезно. Именно этому герою принадлежат пророческие слова: «…Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Я думаю, Аносов — символ мудрого старшего поколения. Того поколения, когда, по мнению Куприна, еще умели любить.
Рассказ «Гранатовый браслет» — рассказ о трагической, очень сильной и мучительной любви. В нем Купина ставит многие нравственные вопросы, связанные с этой темой: возможна ли любовь к несвободному человеку? можно ли жертвовать своей жизнью из-за любви? можно ли жить с нелюбимым человеком? что главное в браке — любовь или уважение, дружба? и так далее. Куприн, на мой взгляд, отвечает на эти вопросы однозначно: ради любви возможно все, это великое чувство все прощает и все искупает, любовь — это основа человеческой природы, жизни, Вселенной.



spacer
Нравственная проблематика одного из произведений А. И. Куприна (по рассказу «Гранатовый браслет»)