Петербург Достоевского

Петербург — город, который более трехсот лет своего существования волновал души поэтов, романтиков, всех людей, которые хоть раз в нем побывали. Об этом городе писали и в XIX, и в XX, немало строк будет посвящено ему и в XXI веке. Как и все большие города, Петербург имеет два лица — сверкающее огнями, витринами, захватывающее красотой строений и изобилующее мостами и мостиками, и второе — с его подвалами, подворотнями, с фотографиями на доске без вести пропавших…
В русской литературе 19 века Петербург существовал в двух традициях. Первая — пушкинский город, «гордый и прекрасный, «окно в Европу», символ новой русской истории. Вторая — Петербург Достоевского, проклятый город страданий и горя, способный из нормального человека сделать убийцу, из молодой девушки — проститутку, из ребенка — попрошайку.
В чем причина такой двойственности? Мне кажется, что в данном случае поговорка «не место делает человека, а человек — место» неверна. Побывав один раз в этом городе, ты уже не сможешь его забыть. Со временем из памяти сотрутся архитектурные сооружения, мосты, здания и проспекты, но дух Петербурга, его атмосфера, чувства и ощущения, появляющиеся на его улицах, не исчезнут никогда. Необыкновенная восторженность здесь смешана с мрачностью, влажный воздух создает впечатление тяжести, когда +25 кажется неимоверной жарой. Сущность этого города ощущается везде, в каком бы месте ты не находился.
Несмотря на современную оболочку, мы все же чувствуем, что история возникновения Петербурга предопределила судьбу его жителей. Для преобразования болота, которое Петр Первый решил превратить в столицу, потребовалось много средств, сил и терпения. Много человеческих жизней было погублено во время строительства города.
Искусственное заселение новой столицы путем насильного «затаскивания» сюда людей из Москвы и других городов проходило мучительно. Да, этот город привлекал нищих художников-энтузиастов и прочих неустроенных в жизни людей, но многих Петербург отталкивал. Во времена написания «Преступления и наказания» прошло полтора столетия после этих событий, и о них уже никто не помнит, но «вторая столица» все так же продолжает «давить» на людей.
Достоевский преимущественно описывает не лицо города с его дворцами, красивыми мостами и жителями в дорогих костюмах и роскошных платьях. В романе мы погружаемся в мир нищих, проституток, ростовщиц, тесных квартир, нищеты и безысходности. Именно в Петербурге у Раскольника рождается его жестокая теория о людях двух типов: властьимущих и «тварях дражащих». Именно здесь Родион берет в руки топор и решается на унизительное убийство. И именно в этом городе переступивший человеческие законы преступник находит любовь и раскаивается в совершенном поступке.
Создается впечатление, что, обиженный вниманием при застройке, Петербург отыгрывается на своих жителях, заставляет их страдать и побуждает на самые низменные и антигуманные поступки.
Этот город не оставляет шансов: Свидригайлов заканчивает жизнь самоубийством, Мармеладов погибает, задавленный лошадью «богатея», его жена умирает от чахотки. Жалость и сострадание отсутствует практически у всех жителей Сенной улицы, да и, наверное, всего Петербурга. С другой стороны, город проверяет людей на душевную прочность. Пройдя через все лишения, бедность, убийство, страдания, Раскольников раскаивается в преступлении. За свой проступок он несет равноценное наказание: и моральное, и физическое. В конце романа Родион перерождается, превращается в другого человека, вместе с Соней начинает новую жизнь, как и Петербург, который все же получил признание и любовь жителей.
В мире не существует ничего «чистого»: нет полной тьмы и нет полного света, не бывает совсем плохих и совсем хороших людей. Все в нашей жизни, можно сказать, «усреднено» и многогранно: между черным и белым находится целый спектр цветов, каждой личности характерны как положительные, так и отрицательные черты. Также и Петербург. Нельзя сказать, что он — сборище нищих опустившихся бродяг, живущих в темных каморках и мечтающих кого-нибудь убить. И, напротив, этот город не является исключительно «светским» местом, в которым каждый житель имеет титул министра или нобелевского лауреата. Петербург — город разных судеб. Он ставит человека в такие условия, в которых ты либо духовно растешь, либо опускаешься вниз. Петербург Достоевского жесток, беспощаден, мрачен и сер, но именно в нем Раскольников пережил второе рождение и вплотную приблизился к вечному философскому вопросу о смысле жизни и предназначении человека.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
Петербург Достоевского