Особенности современной русской прозы

Литературный процесс 1970 – 1990 годов 20 века с самого начала обозначил свою нетрадиционность, непохожесть на предшествующие этапы развития художественного слова. Произошла смена художественных эпох, эволюция творческого сознания художника. В центре современных книг оказываются проблемы нравственные и философские. Художественная литература возвращает себе исследовательский пафос.
Одной из центральных проблем современной, прежде всего, реалистической, прозы стала проблема исторической памяти. Пространство, время, большое количество

ассоциаций, стремление к сотворчеству – все это отличает современную литературную ситуацию. Литература стала активно делится на высокохудожественную и массовую (коммерческую), а также на реалистическую и нереалистическую (модернистскую, постмодернистскую и т. д.). Но такое деление во многом носит условный характер.
Детектив как особый жанр литературы складывается на протяжении всего 20 века. Обычно различают классический, криминальный, политический типы детективов. Названия этих типов определяются содержанием. Популярность детектива зависит не только от динамичного сюжета, запутанной интриги, но и от личных
качеств главного героя, чаще всего, сыщика, выступающего в качестве следователя, журналиста или обаятельной пожилой дамы.
Классический детектив использует особенности социально-психологического романа. Детективная история не только распутывается, но и объясняется. В ней появляются мотивы совершения тех или иных поступков или самого преступления, дается психологический портрет жертвы и большинства задействованных в повествовании персонажей.
Расследующий преступления выступает не в качестве лица, вершащего правосудие и восстанавливающего справедливость, но как профессиональный исследователь сложных ситуаций. При этом он наделяется индивидуальными особенностями, нередко романтическими или сентиментальными чертами.
В начале своего развития отечественная детективная проза грешила схематизмом в обрисовке ситуаций и персонажей. Главный герой, следователь, выступает как поборник чистоты и порядка, борющийся с преступниками. Подобное противостояние объяснялось общим отношением к положительному герою.
Изменение в отечественном детективном жанре началось, прежде всего, с образа центрального персонажа. Вначале он выглядел как герой, одаренный большой физической силой и владеющий навыками обращения с самой совершенной техникой. Поэтому основным жанром был боевик, где происходили непрерывные драмы и столкновения.
Детектив сегодня приобрел значительную популярность. Это объясняет достаточно большой круг писателей, которые обратились к этому жанру. Среди них П. Дашкова, М. Юденич, Т. Устинова, Д. Донцова. Каждая из них пытается найти свою нишу в этом детективном потоке.
Большой популярностью пользуется творчество А. Марининой (настоящее имя Марина Анатольевна Алексеева). Создавая свою героиню Анастасию Каменскую, Маринина наделила ее запоминающимися физическими и душевными качествами, характерными привычками. Так, например, подчеркивается приверженность Каменской к удобной одежде, ее блестящие математические способности, нежелание заниматься бытом.
В своих книгах Маринина учла некоторые особенности российского читателя. Перед нами стала разворачиваться история рядового сотрудника милиции. Со временем героиня превращается в одного из ведущих сотрудников уголовного розыска.
Одновременно автор описывает биографию своей героини. Последовательно разворачивается роман Каменской с Алексеем Чистяковым. Кроме того, писательница попутно сообщает некоторые факты из прошлого Каменской. Отдельные элементы биографии героини и ее создательницы совпадали, что отвечает современной литературной склонности к автобиографичности.
Кроме того, последовательно выписывая биографию Каменской, которая разворачивается в 90-е годы 20 века, Маринина описывает перемены в российском обществе этого времени. Именно поэтому книги Марининой оказались интересными и западному читателю.
Критики находили в детективах Марининой стереотипы, речевые штампы, клеше, не замечая при этом высоко художественные фрагменты текста, например, в романе “Соавторы” (2005 год).
Очевидно, что среди колоссального потока детективной продукции книги Марининой выгодно отличаются с позновательно-развлекательной и с художественной стороны.



spacer
Особенности современной русской прозы