Без умения видеть мир по-своему, без способности сочувствия, человечности, без искренности и впечатлительности нет поэта. Именно этими качествами и обладал Сергей Есенин. Чувство большой любви связало его с родной рязанской землей, которая подарила ему мир поэтических образов: и прекрасные зори, и плеск волны, и серебристую луну, и шелест тростника, и бешеный рев вьюг, и запах сосны, и рыжие стога. Все это составило многоцветный мир, который впитал в себя поэт.
Родная земля сделала есенинскому герою поистине бесценный подарок, священными узами связав с народом. Это были и общие взгляды на жизнь и мудрость, и представление о добре, о счастье, о несчастье. В поэте жила народная душа, воспитанная всем крестьянским обиходом родного села, теми песнями, поверьями, сказаниями, которые были главным источником его творчества. Поэтому и приходилось Сергею Есенину разделять участь народа и в короткие радостные мгновения, и в долгие годы горя.
Лирический герой предстает перед читателями верным сыном своей родины, которая представлена «хатами, в ризах образа», а «ивами кроткими монашками». Ему очень дорога Россия. Герой выражает свое неподдельное чувство любви к родному краю, говоря:
Черная, потом пропахшая выть!
Как мне тебя не ласкать, не любить?
Именно самобытность и патриархальность России отражена в стихах Есенина, это и будоражило чувства героя. В есенинских стихах присутствует «русский дух», от них «Русью пахнет».
Лирический герой смотрит на себя со стороны, то есть пишет о том, что было когда-то и чего уже нет теперь: «Сам себе казался я таким же кленом». Настроение и чувства его созвучны природе, поэт ищет у нее спасения и успокоения. Природа сопоставляется с переживаниями человека:
Ходит девушка по бережку грустна,
Ткет ей саван снежнопенная волна,
либо противопоставляется:
Не нашлось мое колечко.
Я пошел с тоски на луг.
Мне вдогон смеялась речка:
«У милашки новый друг».
Октябрь 1917 года казался Есенину символом грядущих перемен, осуществления надежд и мечтаний. Лирический герой, перевоплотившись в пророка, начинает создавать свой мир — христианский рай.
Картины, создаваемые поэтом, — утопия, земля мечты. Вот почему уже в стихотворении «Иорданская голубица» четко звучит мотив потерянности и неопределенности. Лирический герой ждет перемен. Его терзают сомнения: вера в близкое светлое будущее («слышу в тумане я светлую весть») и одновременно грусть в глазах. Так рушилась мечта о счастье, справедливости, доказывая этим, что революция не оправдала надежд, не стала спасением:
Мать моя родина,
Я большевик.
Ради вселенского
Братства людей
Радуюсь песней я
Смерти твоей.
Этот период явился мировоззренческим кризисом и для Есенина, и для его героя. Молодой юноша превратился в гуляку, обитателя кабаков:
Я страдал… Я хотел ответа…
Не дождался… уехал…
В цикле «Москва кабацкая» мы слышим мотивы одиночества, отвергнутости. Образ хулигана, цинизм слов и фраз явились символом несчастной судьбы, горя, тоски. Топить свое горе в вине — не выход. Герой понимает это, и уже в другом цикле «Персидские мотивы» происходит его преображение. Теперь в «сказочном Востоке» лирический герой стремиться обрести гармонию. Эти стихи полны раздумий о прошлой жизни, являются своеобразной исповедью:
Издревле русский наш Парнас
Тянуло к незнакомым странам,
И больше всех лишь ты, Кавказ,
Звенел загадочным туманом.
Но даже Босфор и голубая Персия не смогли завоевать сердце есенинского героя. Смотрел он из «ковровой Персии» на Россию и опять видел в ней Русь — «деревенскую», «буйственную», «златую». Героя тянет в «родной дом», в «край разливов грозных и тихих вешних сил».
Вернувшись на родину, лирический герой переосмысливает действительность. «Грустная радость» возвращения сменяется чувством отчуждения и неприкаянности: и отцовский дом сгорел, герой чувствует иностранцем себя в своей стране.
Центральным произведением этого периода становится «Черный человек». В бреду лирический герой встречается с Черным человеком, являющимся олицетворением всего грязного и больного. Выпотрошив из себя все черное, герой остается опустошенным, так как тот был его душой.
Слиянию лирического героя с Черным человеком способствует одна деталь — цилиндр. Этим показывается нереальность Черного человека, созданного больным воображением героя и превратившегося во второе «Я». И в нем нет больше силы, чтобы начать новую жизнь, так как былая рана дает о себе знать.
Лирический герой Сергея Есенина, ставший двойником, отражением поэта, прошел свой путь в постоянных исканиях и, что самое горькое, в постоянных разочарованиях.