«Слово о полку Игореве» является одним из самых выдающихся памятников древнерусской литературы. Оно обладает удивительной историей. Это произведение было открыто в конце 80-ых — начале 90-ых годов 18 века и долгое время входило в коллекцию графа Мусина-Пушкина. В 1812 году, во время нашествия на Россию Наполеона, библиотека графа сгорела и сборник с рукописью «Слова» был утрачен.
Именно поэтому на протяжении нескольких веков ведутся дискуссии о происхождении и подлинности этого произведения литературы. Но одно, безусловно, бесспорно — «Слово о полку Игореве» обладает рядом художественных достоинств, которые позволяют причислить его к шедеврам древнерусской литературы.
Одним из таких достоинств является, на мой взгляд, композиция произведения. «Слово» построено по принципу «триад»: оно состоит из трех частей — вступления, основной (повествовательной) части и эпилога. Основная часть также состоит из трех частей.
Во вступлении автор размышляет о том, как ему рассказать о печальном походе князя Игоря Новгород-Северского. Он мог бы пойти традиционным путем — прославлять князей и дружину, как это его делал его великий предшественник Боян. Но автор выбирает свой, новаторский, путь — он рассказывает обо всем «по былинам нашего времени», то есть достоверно, так, как было на самом деле:
Начаться же сей песни
По былинам сего времени,
А не по вымыслам Бояновым.
Кроме того, во вступлении «Слова» определяются хронологические границы повествования («от старого Владимира до нынешнего Игоря») и очень кратко сообщается о решении князя Игоря:
Ратным духом исполнился
И навел храбрые полки свои
На землю Половецкую за землю Русскую.
Первая часть произведения начинается с описания выступления новгород-северского князя в поход. Это составляет завязку сюжета. Все в природе предвещает несчастье намерениям Игоря: «солнце ему тьмою путь заграждало; ночь, стонущи ему грозою, птиц пробудила, свист звериный встал…». Но князь не хочет прислушаться к знакам природы — он одержим жаждой славы, честолюбием и самоуверенностью.
Кульминацией действия в этой части становится вторая битва с половцами, в которой русские войска терпят поражение:
Половцы идут от Дона, и от моря, и от всех сторон.
Русские полки отступили.
Бесовы дети кликом поля прегородили,
А храбрые русские щитами червлеными.
Тут же за этим описанием в «Слове» следует первое историко-публицистическое отступление. В нем автор вспоминает о времени Олега Гориславича, черниговского деда Игоря, который «мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял». Кроме того, в этой же части автор сообщает о поражении Игоря и последствиях этого для всей русской земли. На этом первая часть «Слова» заканчивается.
Во второй части действие переносится в Киев, где великий киевский князь Святослав видит «мутный» сон, предвещающий несчастье. Бояре объясняют ему значение этого сна, рассказывая о поражении Игоря и Всеволода.
Кульминацией второй части является «золотое слово» Святослава, «со слезами смешанное». В нем он призывает всех русских князей к объединению. Только так, воедино, можно, по мнению киевского князя, победить врага. Святослав, как истинный патриарх, как «старший», ратует за прекращение междоусобиц и вражды, за единство русских правителей и русских земель. В этом «золотом слове» слышатся мысли самого автора.
Вторая часть произведения содержит еще одно лирико-публицистическое отступление, в котором автор вспоминает о судьбе родоначальника полоцких князей. Как ни «горазд» был Всеслав, его неприкаянная жизнь была судом и возмездием за его усобицы. Заканчивается вторая часть горестными восклицаниями автора:
О, стонать тебе, земля Русская,
Вспоминая времена первые и первых князей!
Третья часть «Слова» начинается плачем Ярославны — жены Игоря. Юная княгиня обращается к самым могущественным силам природы — солнцу, ветру и воде (Днепру, Славутичу) — с просьбой о помощи.
Кульминацией третьей части и, одновременно, развязкой «Слова», несомненно, является побег Игоря из плена:
Солнце светит на небе —
Игорь-князь в Русской земле!
Девы поют на Дунае,
Голоса долетают через море до Киева,
Игорь едет по Боричеву
Ко святой богородице Пирогощей.
Радостны земли,
Веселы грады! —
В эпилоге «Слова» автор прославляет князей и дружину: «Слава князьям, а дружине аминь!»
Таким образом, композиция «Слова» проста и строга. Но, в то же время, она мастерски продумана неизвестным автором, потому что позволяет раскрыть и донести до читателя главную, патриотическую, идею «Слова» — о необходимости прекращения кровавых междоусобиц и объединения русских земель.