Истина заключается в том, что, несмотря на тяжелейшие испытания, мы победили.
А. Чаковский
Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее дорогами, бороться за мир — обязанность всех живущих на Земле. Поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига нашего народа в Великой Отечественной войне. Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задачи современных литераторов, пишущих о войне, огромны. Им необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма советских людей, их нравственную силу, идейную убежденность, преданность Родине; показать трудности борьбы с фашизмом; донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ их поведения в один из самых критических периодов жизни страны и их собственной жизни.
Отсюда жанровое разнообразие произведений о войне: большие эпические произведения, в которых дается осмысление сложных общественно-политических процессов периода войны в их связях с прошлым и будущим страны, мировой историей (романы К. Симонова, В. Гроссмана, Ю. Бондарева, В. Богомолова и др.), психологическая проза, раскрывающая нравственные основы личности в трагических коллизиях войны (повести В. Быкова, Б. Васильева, В. Астафьева, В. Распутина и др.) художественно-документальные произведения (книги С. Смирнова, В. Субботина, Д. Гранина, К. Воробьева и др.) драматургия (пьесы К. Симонова, А. Корнейчука и др.) поэзия (стихи Е. Винокурова, С. Гудзенко, М. Дудина, М. Луконина, М. Джалиля и др.). Независимо от жанра все произведения объединены одним — «памятью сердца», страстным желанием поведать правду о пройденных дорогах войны.
Автобиографическая повесть К. Воробьева «Это мы, Господи!..» была написана в 1943 году. Ровно тридцать дней, находясь в подполье, зная, что смертельная опасность рядом и надо успеть, писал К. Воробьев о том, что довелось ему перенести в фашистском плену.
Страшные картины проходят перед глазами читателя:
«Стриженые головы, голые ноги и руки лесом торчат из снега по сторонам дорог. Шли эти люди к месту пыток и мук — лагерям военнопленных, да не дошли, полегли на пути… и молчаливо и грозно шлют проклятия убийцам, высунув из-под снега руки, словно завещая мстить, мстить, мстить!..»
«Двести голосов, просящих, умоляющих, требующих, наполнили деревеньку… Как морской шквал рвет и бросает из стороны в сторону пенную от ярости волну, так пригоршни капусты, бросаемые старухой, валили, поднимали и бросали в сторону обезумевших людей… Но в ту минуту… раздалась дробная трель автомата. Старушка, нагнувшаяся было за очередной порцией капусты, как-то неловко ткнулась головой в корзину да так и осталась лежать без движения…»
«Ребенок плакал не всегда. Иногда этот крошечный девятнадцатый член камеры пробовал предъявлять свои права на жизнь и свободу…
— Потерпи, мой ангел! Нам уже недолго осталось ждать! — звучал нежный, успокаивающий голос.
И женщина не ошиблась. На пятый день ее заключения, судорожно прижав притихшего ребенка, она… спокойно и молча взошла по сходням в «клетку смерти».
Что добавить к этим строчкам? Да и нужно ли, можно ли?
Откроем лирическую повесть о войне В. Астафьева «Пастух и пастушка» («Современная пастораль»). Ее герой, двадцатилетний лейтенант, убивал фашистов, хоронил товарищей, слышал, как трещали кости пехотинцев, утюженные гусеницами танков,- одним словом, воевал. А умер, именно умер, от незначительной раны. Причина? Три дня любви. Зачерствевшее сердце вдруг оттаяло, заговорило стихами и… не смогло находиться среди крови, насилия, смерти…
Своеобразно раскрывает тему войны белорусский писатель В. Быков. Его произведения отличают нравственно-психологическая проблематика, бескомпромиссность нравственного выбора. Писатель дает художественное исследование моральных основ человеческого поведения в их социальной и идеологической обусловленности.
Повесть «Сотников». Зима 1942 года… Партизанский отряд, обремененный женщинами, детьми, ранеными, окружен. Кончаются боеприпасы, нечем кормить людей. На разведку посылают двоих — Сотникова и Рыбака. Они попадают в руки фашистов. Перенеся пытки, Сотников погибает. Рыбак ценой предательства остается жив. Два типа жизненного поведения, цена подвига и позорный финал нравственного компромисса, истоки геро изма и предательства — вот главные проблемы, раскрывающиеся через эти образы.
Рыбак — смелый боец, когда за его спиной стоят свои. Оказавшись же один на один с врагом, он идет сначала на компромисс, потом — на предательство и убийство товарища. Анализируя этот характер, В. Быков приходит к выводу, что истоки предательства Рыбака уходят в детство, когда он шел на мелкие, казалось бы, жизненные уловки.
Сотников — скромный человек, без всяких внешних признаков героя, необыкновенной личности, бывший учитель. Почему, будучи больным, слабым, он пошел на ответственное задание? Ведь одной из причин того, что они оказались в руках врагов, явилась его болезнь: он не сдержал душивший его кашель и этим обнаружил себя и Рыбака.
Некоторые наши современники обвиняют Сотникова, считают, что он не имел права в таком состоянии идти в разведку. Нет, имел. Военное и мирное время несравнимы. Тяжело было всем. Гражданский долг, совесть и честь не позволили Сотнико-ву переложить смертельно опасное задание на плечи других. «Почему они, а не я должен идти, какое я имею право отказываться?» — вот мысли Сотникова перед уходом в разведку. Измученный пытками, шантажируемый врагом («Мы все равно их найдем, а тебя запишем в предатели»), он остается несломленным. Истоками его мужества, героизма явилась глубокая убежденность в справедливости той борьбы, которую ведет народ, воспитавший и вскормивший его. Сотников погибает физически, но не духовно. Перед казнью он видит в толпе мальчика, встречается с ним взглядом и убеждается, что честно выполнил свой долг на земле.
Тема повести В. Козько «Судный день» — оборванное войной детство, незаживающая душевная рана. Место действия — небольшой белорусский городок; время действия — десять лет спустя после войны. Основное, что характеризует произведение В. Козько,- это напряженный тон повествования, который зависит не столько от сюжета, сколько от психологического развития действия. Этот высокий трагический пафос определяет весь стиль повести.
Колька Летечка (это имя дано ему в детдоме, своего он не помнит) маленьким ребенком попал в концлагерь, где содержались дети-доноры, у которых брали кровь для немецких солдат. Ни матери, ни отца он не помнит. А те нечеловеческие душевные и физические страдания, которые он испытал, вообще отнимают у него память о прошлом. И вот через десять лет, случайно попав на судебное заседание, слушая показания бывших полицейских-карателей, мальчик вспоминает все, что с ним произошло. Страшное прошлое оживает — и убивает Колю Летечку. Но смерть его предопределена теми событиями, которым уже более десяти лет. Он обречен: никакие силы не способны восстановить, что у него было отнято в детстве.
Крик Кольки Летечки, прозвучавший в зале суда спустя десять лет после войны,- это эхо зова о помощи всех детей, насильно отторгнутых от матерей. «Мама, спаси меня!» — закричал он на весь зал, как кричал на всю землю в том далеком сорок третьем, как кричали тысячи и тысячи его сверстников.
Невозможно даже перечислить все произведения, воспевавшие героизм народа в Великой Отечественной войне. На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Книги о войне — тоже памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания — учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов — героев книг. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира — как вклад в общее дело борьбы за мир.