Один день из жизни Обломова

В первой части произведения Гончарова “Обломов” представлена экспозиция романа и визит гостей главного героя. Илья Ильич Обломов: “Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица”. Проживает он в Санкт-Петербурге на Гороховой улице. Главное в интерьере его квартиры – это роскошь и запущенность одновременно: “Комната с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного

дерева, два дивана, красивые ширмы. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей. Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним взглядом прочел бы желание кое-как соблюсти видимость неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. Задок у дивана оселся вниз. По стенам, около картин, лепилась паутина, ковры были в пятнах… на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки”. Все свое время Обломов проводит в одной комнате, лежа на кровати.
Также Илье Ильичу трудно убраться
в своей комнате и он все сваливает на слугу Захара, который является копией своего хозяина. Захар: “Пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами, с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды”. Захар не любил исполнять приказы Обломова, но уважал их: “… капризах, на которые он хотя и ворчал, но уважал внутренне, как проявление барской воли. Без этих капризов он как-то не чувствовал над собой барина”. Одной из важнейших художественных деталей, безусловно, является халат Обломова. В нем главный герой чувствовал себя защищенно: “Халат мягок, гибок, не чувствуешь его на себе”. Обломов любит свободу: “… всегда дома ходил без галстука, потому что любил простор и приволье”. Начиная со второй главы первой части начинается череда гостей Обломова, каждый из которых не может поднять его с постели. Первым был Волков: “Вошел молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами. Зависть брала смотреть на него.
“Он был причесан и одет безукоризненно, ослеплял свежестью лица, белья, перчаток и фрака”.Весь их разговор свелся к монологу гостя о влюбленностях, о назначенных встречах у Савиновых, Маклашиных, Тюменевых, Муссинских, Вязниковых. В конце Волков пригласил Илью Ильича “на устрицы”, но не на свои деньги. Наш главный герой после ухода светского персонажа дает ему оценку – “человека нет”, он “рассыпается” на десять мест ежедневно.
Затем Обломова посещает Судьбинский: “Это был господин в темно-зеленом фраке с гербовыми пуговицами, гладко выбритый, с темными, ровно окаймлявшими его лицо бакенбардами, с утружденным, но покойно-сознательным выражением в глазах, с сильно потертым лицом, с задумчивой улыбкой”. Судьбинский – бывший сослуживец Обломова. Мысли его – о службе, о выгодной для дальнейшей карьеры свадьбе. “…По уши увяз!” – думает о нем Обломов.
Следующим к Обломову пришел Пенкин: “Обломов философствовал и не заметил, что у постели его стоял очень худощавый, черненький господин, заросший весь бакенбардами, усами и эспаньолкой. Он был одет с умышленной небрежностью”. Он писатель и литератор. Поверхностный, недалекий “маратель” бумаги. Он, человек недалекий, даже не пытается увидеть в своих образах “божью искорку”, живого человека, изображая события в черно-белых тонах. Пенкин предлагает Обломову поехать в Екатерингоф, помочь написать статью о гулянье.
Затем к главному герою приходит Алексеев: “Вошел человек неопределенных лет, с неопределенной физиономией, в такой поре, когда трудно бывает угадать лета; не красив и не дурен, не высок и не низок ростом, не блондин и не брюнет. Природа не дала ему никакой резкой, заметной черты, ни дурной, ни хорошей. Его многие называли Иваном Иванычем, другие – Иваном Васильичем, третьи – Иваном Михайлычем”. Алексеев, человек невыразительный, “серый”, не уверенный в себе, лишенный собственных мыслей. Алексеев приглашает обедать к Овчинину.
В завершение гостевого потока к Илье Ильичу заходит Михей Андреевич Тарантьев: “Вошел человек лет сорока, принадлежащий к крупной породе, высокий, объемистый в плечах и во всем туловище, с крупными чертами лица, с большой головой, с крепкой, коротенькой шеей, с большими навыкате глазами, толстогубый. Беглый взгляд на этого человека рождал идею о чем-то грубом и неопрятном. Видно было, что он не гонялся за изяществом костюма. Не всегда его удавалось видеть чисто обритым”.Это человек такой же непрактичный, как и Обломов. Но, в отличие от первого, в совершенстве усвоивший искусство словесного мошенничества. Он умеет увлечь идеей, подчеркнуть простоту и заманчивость ее исполнения, подвести “жертву” к ее осуществлению. Но далее – Михей Андреевич ретируется. Только его и видели. Его интересует деревенское имение главного героя, он пытается завлечь Обломова в свои планы, чтоб тот “попал в его сеть”. Тарантьев убеждает его приехать в деревню, сменить старосту, он обещает ему теплую встречу у своей кумы – Агафьи Пшеницыной. Однако и ради них Обломов не встает с постели, все так же прикрываясь одеялом и объясняя это тем, что посетители пришли с холода. Илья Ильич словно пытается всеми способами отгородиться от окружающего, более активного мира, где люди ходят в гости и ездят на прогулки. Его постель и старый халат становятся неким “убежищем”, покинув которое он может лишиться своего полусонного состояния, всеохватывающей лени и безволия.
Единственным человеком, который заставил его наконец встать в пятом часу с постели был Штольц, как раз приехавший к Обломову в гости. Активной воле Андрея Ивановича оказался подвластен не только Захар, быстро выполнивший все, что от него требовалось, но и сам Обломов, который нехотя, но подчинился воле Штольца. Примечательно, что если бы к Илье Ильичу не приехал друг детства, Обломов за весь день так бы и не встал с постели, отмахиваясь от посетителей, которых он воспринимал как нечто второстепенное и маловажное в своей жизни.



spacer
Один день из жизни Обломова