Роман-эпопея «Война и мир» Л. Н. Толстого — это грандиозное сплетение частных судеб и истории. В своем произведении писатель показал, что историческая жизнь — это важная часть того огромного материка, который мы называем жизнью человеческой. Война в изображении Толстого неразделима с судьбами людей, но изменяет их, коверкает, уничтожает…
«…Свершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», — писал автор. Война — смерть и ужас. Война — тысячи унесенных жизней. Война — дикая охота. Но она не может быть бессмысленной, так как гибнет народ ради высокой цели — ради свободы России, Родины. Война — это тяжелое испытание мужества, храбрости, патриотизма. Но не тот истинный герой, кто сидит в штабе и знает все понаслышке, не тот, кто указывает на свой подвиг или совершает его ради карьеры, а тот, кто, рискуя жизнью, защищает Родину. И делает это не ради корысти, не ради славы, а потому, что так ему велит сердце, потому, что думает он не о себе, а о других. Поэтому истинными героями войны я могу назвать простых русских воинов — Тимохина и Тушина.
Рота Тимохина «одна в лесу удержалась в порядке». Тимохин, видя, что солдаты бегут, а враг наступает, «с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали». Тимохин не побежал к полковому командиру, не упирал на свою очевидную храбрость, как это сделал Долохов. Герой совершил это ради удовлетворения своей духовной потребности, а, значит, нет нужны о том рассказывать.
Батарея Тушина тоже оказалась в тяжелом положении — прикрытия не было, и солдаты не были взяты в плен потому, что четыре пушки яростно стреляли. После отъезда Багратиона Тушину удалось зажечь Шенграбен, и французы отступили, но выставили правее деревни десять орудий и стали бить по батарее:»… Тушин… бегал от одного орудия к другому, то прицеливаясь, то считая заряды… и покрикивал слабым, тоненьким, нерешительным голоском». Бросаясь в самую гущу битвы, он не испытывал ни малейшего страха. Толстой неслучайно наделяет Тушина особой внешностью. В нем «было что-то особенное, совершенно не военное». «Маленький человечек», «слабые, неловкие движения» — эти характеристики говорят о полном несоответствии внешности сильному характеру, пламенной, чуткой душе героя. Весь бой он находился в состоянии, «похожем на лихорадочный бред или состояние пьяного человека». Солдаты, в несколько раз шире и выше Тушина, «как дети в затруднительном положении смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на его лице, неизменно отражалось на их лицах».
После боя мы видим другого Тушина — доброго, чуткого, брата и друга всем солдатам. «Голубчик» — так обращается он к раненому Ростову. Юнкер видел, как «большие, добрые и умные глаза Тушина с сочувствием и состраданием устремлялись на него». Он был отцом-батюшкой для своих солдат.
Перед князем Багратионом, отчитывающим его за оставленные оружия, Тушин совершенно меняется. Сконфуженный, взволнованный, с дрожащей нижней челюстью предстал перед полководцем этот герой. Ему «во всем ужасе представилась его вина и позор в том, что он, оставшись жив, потерял два орудия». Как может быть человек унижен и опозорен тем, что остался жив, и не просто жив, но и героически жив, ведь он защищался без прикрытия? Однако он умалчивает об этом, боясь подвести Жеркова.
В картинах войны Толстой показывает патриотизм, жизнелюбие, скромную храбрость, выносливость, самоотверженность русских солдат. Мы видим величие и красоту простого народа в минуты смертельной опасности.