«Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков нашего поколения, в полном их развитие. В дневнике Печорина мы находим его искреннюю исповедь, в которой он раскрывает все свои действия и поступки».
Печорин — жертва своего тяжелого времени. Но это его не оправдывает. Странным может показаться одно (по крайней мере, для меня). Отношение Печорина к друзьям и врагам. Как говорится: «держи друзей близко, а врагов еще ближе». Скорее всего, Печорин жил по этому принципу.
Близких друзей он никогда не имел, так как считал, что в дружбе один раб другого. Как он говорил: » Подчиняться я не могу, а повелевать, труд утомительный». Очень спорное суждение, не правда ли? Вообще характер Печорина сложен и противоречив. Печорин слишком быстро овладел наукой «читать людей».
Когда Печорин приехал на Кавказ, ему дали в помощь старого, мудрого Штабс-капитана Максим Максимыча. Они с ним вместе жили, делили свой быт и невзгоды жизни. Через много лет после происшедшего в крепости N. Максим Максимыч встречает Печорина в губернии. Когда максим Максимыч увидел Печорина, он хотел кинуться к нему на шею. Но тот довольно холодно поприветствовал Максим Максимыча сел в свою карету и уехал дальше служит в Персию.
Во второй части романа из его журнала опубликованным рассказчиком мы узнаем о Печорине достаточно много. Огромное количество событий произошло тогда. Печорин знакомиться с Грушницким. Грушницкий офицер, но при этом носит солдатскую шинель, чтобы обольщать юных провинциалок. Печорин легко разгадал Грушницкого, и тот проникся к нему смертельной ненавистью. Да, да именно смертельной ненавистью. Печорин некогда говорил: » О самолюбие, ты самое великое оружие». Печорин хотел проучить Грушницкого, чтобы хоть как-то скрасить свою жизнь на водах. Печорин всячески пытался привлечь внимание к себе и у него это получалось.
Из всех близких к Печорину лиц глубже других понимает его доктор Венер — человек умный и проницательный, насмешливый и тонкий собеседник. Его друзьями были «все истинно порядочные люди, служившие на Кавказе». Венер иронически посмеивается над богатыми господами, приехавшими лечиться на воды. И он же, по словам Печорина, плакал над умирающим солдатом. Но Венер ведь так и не смог поддержать Печорина в трудной ситуации. После дуэли с Грушницким. Дуэль то ведь из-за чего началась. Печорин увел Княжну Мэри из-под носа у Грушницкого. Но он это сделал не по собственной прихоти. Ему это действительно нужно было.
Там на водах Печорин встретил свою единственную любовь Веру. Его любовь принесла Вере много страданий и горя. Чтобы видеться с ней, Печорину нужно было приходить в дом к Лиговским (это был дом, где жила Княжна Мэри с матерью), но правила приличия не позволяли сделать ему этого. Прийти в дом совершенно чужих людей, было против понимания Печорина. Поэтому он решил обольстить Мэри и тем самым видеться с Верой.
После дуэли с Грушницким, Печорин долго думал об этом, все ездил на лошади до самого глубокого вечера. Его единственная любовь всегда была Вера. В прощальном письме Вера ему написала: «…ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна». Он, получив письмо, сразу же поскакал в сторону Пятигорска. Именно туда должна была уехать Вера. Но конь подвел его. Лошадь не смогла выдержать такого большого расстояния. В километрах пяти до ближайшего города, конь упал замертво. Печорин все дергал коня, пытался поднять, но все было бесполезно. Печорин лег на траву и зарыдал. Все свои страдания он выразил в слезах. Для этого не нужны были слова, хватило слез. Слезы означают, что чувства у человека еще остались.
Он узнал, что княжна заболела. Он решил сделать действительно мужской поступок. Он пошел к княжне и объяснился ей во всем. Что между ними ничего не было и не могло быть. Княжна сама себе вообразила это все. Печорин даже не намекал ей об этом. Печорин сказал, что посмеялся над ней. На что она ответила: «Я вас ненавижу…»
Печорин поблагодарил княжну и почтительно вышел. Через час Печорин уехал из Кисловодска. Больше он никогда туда не возвращался.
Какие горькие признания, какой печальный итог! Лермонтов ясно указывает на главную причину, сделавшую Печорина и других мыслящих людей его времени несчастливыми. Он видел их в «ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права», в спорах, разделяющих людей на господ и рабов, на угнетателей и угнетенных.
Тем и дорог нам роман Лермонтова, что он направлен против темных сил зла-корысти, вражды, злобы, ненависти, — всего, что уродует, калечит и омрачает жизнь на земле.