Образ народа в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Я думаю, на всей территории бывшего Советского Союза не найдется ни одного человека, не знающего имени Н. В. Гоголя. Его произведения отличаются самобытностью, особым колоритом, удивительной красотой слога.
Поэма «Мертвые души» является новаторским произведением. Она задумывалась как глубокое философское осмысление судьбы России, неразрывно связанной с судьбой народа. К сожалению, Гоголь не довел свой замысел до конца, и из задуманной трилогии мы знаем и любим только первую часть и самое начало второй. Но и здесь мы уже видим очень глубокие, часто горькие размышления автора о судьбе души России — простом народе.
Поэма построена так, что автор следует за своим героем по всем бескрайним просторам Руси, стирая границы и расстояния. Чичиков в своем путешествии руководствуется жаждой наживы, Гоголь же находится в поиске «живых» душ. В это понятие автор вкладывает не биологическое понимание жизни человека, а живость души, ее подвижность. Поэтому и получается, что все помещики, с виду живые, оказываются у писателя душами мертвыми, не способными к возрождению. Живые души можно найти только среди простого народа.
Нельзя сказать, что Гоголь идеализирует народ. На протяжении всего произведения появляются комические образы мужиков, спорящих о «колесе» и «Заманиловке». Мы смеемся над глупыми и бестолковыми дядей Митяем и дядей Миняем. Нас веселит слуга Чичикова Петрушка, который очень любит читать, но ничего не понимает из прочитанного: «Ему нравилось не то, о чем читал он, но… процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что и значит». Вечно пьяный кучер Селифан любит размышлять и беседовать, но единственные его слушатели — лошади. Девка Коробочки, Палашка, так невежественна, что не может отличить, где право, а где лево. У Манилова крестьяне крайне распущены. Они любят выпить, могут с легкостью обмануть своего барина. Все это не лучшая часть русского народа. Гоголю горько видеть такую картину, но он не закрывает глаза на людские недостатки.
Ведь не все так безнадежно. Есть в поэме народные образы, вызывающие восхищение. В основном, это образы умерших крестьян, оставивших после себя живую память. Таковы, например, крестьяне Собакевича. Каретник Михеев «ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные. И не то, как бывает московская работа, что на один час, — прочность такая, сам и обобьет, и лаком покроет!» Степан Пробка, по словам своего барина, был настоящим богатырем: «Служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с вершком ростом!» Кирпичник Милушкин «мог поставить печь в каком угодно доме». Сапожник Максим Телятников «что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо, и хоть бы в рот хмельного». Еремей Сорокоплыхин «одного оброку приносил по пятисот рублей». Восхищает мастерство, трудолюбие, находчивость русского народа.
Любая работа кажется по плечу простому русскому человеку. Мне кажется, дело в том, что настоящая, живая душа все делает с песней. Именно в песне она выражает свою радость, боль, переживания, восторг, страдания. Это мы можем увидеть благодаря образу бурлаков. Во время отдыха они умеют веселиться от души: «хороводы, песни, кипит вся площадь». Но, когда настанет время, уйдут с первыми судами бурлаки и «дружно, как прежде гуляли и бесились», примутся «за труд и пот, таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню».
Автор восхищается бескрайними просторами Родины и отмечает: «Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?» Видимо благодаря этим просторам в русском человеке невозможно убить тягу к свободе. Это мы видим на примере образа Абакума Фырова. О нем автор говорит так: » ты брат, что? где, в каких местах шатаешься? Занесло ли тебя на Волгу и влюбил ты вольную жизнь, приставши к бурлакам?»
Автор замечает с сожалением, что русского человека легко обмануть. Об этом нам говорит «Повесть о капитане Копейкине». Капитан Копейкин отважно сражался во время войны 1812 года. Он, как и многие простые солдаты, буквально на своих плечах вынес эту победу. На войне у Копейкина отняли руку и ногу, он остался инвалидом. Семья не имела достаточных средств, чтобы прокормить его, и герой был вынужден поехать в Петербург и просить у влиятельного генерала «монаршей милости». Капитан остался без средств к существованию, но ответ от генерала так и не приходил к нему. В итоге, герой войны был выгнан из приемной этого влиятельного лица. Копейкин пропал. Но позже поползли слухи о том, что в рязанских лесах орудует банда разбойников, а предводитель их — сам капитан Копейкин.
Этой вставной повестью Гоголь хочет подчеркнуть, что терпение простого народа, вечно обманутого властью, небезгранично. Они дотерпят до самой крайней точки, но затем последует страшный взрыв, бунт, кровопролитие. Сам автор, конечно, отвергает путь многих беглых крестьян и путь капитана Копейкина — путь насилия, вражды, грабежа. Он поддерживает идею проведения реформ, постепенных изменений к лучшему.
Так к чему же придет русский народ? Что ждет его впереди? Мысли Гоголя по этому поводу достаточно оптимистичны. Образ «птицы-тройки» в конце первого тома произведения является символом стихийности русской жизни. Автор надеется на пробуждение национального духа, он верит, что его народ ждет великое будущее. И судьба всей Руси в руках простых людей, близких к земле, сильных духом, крепких, талантливых, находчивых.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
Образ народа в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»