Любимые герои Л. Н. Толстого в романе «Война и мир» сопоставляются по принципу контраста с героями-эгоистами, лицемерами, представляющими самодовольный, развращенный свет. Среди них особенно выделяется образ Анатоля Курагина.
С первых страниц знакомства с ним дается его личностная характеристика, которая незначительно эволюционирует, усложняется на протяжении всего романа. Выбор имени и фамилии этого героя неслучаен. Автор очень ответственно подходил к выбору имени для каждого своего героя. Имя Курагина французского происхождения. Большую часть жизни он провел за границей, получив типичное для Европы домашнее образование. Отсюда его крайний эгоцентризм, самоуверенность, неуемная жажда наслаждений. Всю жизнь герой посвящает удовлетворению своих прихотей, развлечениям.
Анатоль привык прожигать жизнь легко, не задумываясь. Немало хлопот доставляют его отцу, тонкому дельцу князю Василию, похождения сына. Ежегодно Анатоль тратил значительные финансовые средства семьи. Именно поэтому отец выхлопотал для него место в штабе. Всему Петербургу были известны вечера «золотой молодежи» с кутежами, вином, медведями, в которых Анатоль не мог не принять участие. Вместе с Долоховым он был настоящей знаменитостью в мире «повес и кутил Петербурга».
Лишь в 3 гл. 4 ч. 1 тома автор приводит психологический портрет своего героя: красивый, самоуверенный взгляд, учтивый вид, постоянное выражение «добродушного веселья и довольства» на лице, «надушенная красивая голова», сдержанная молодецкая походка. На первый план здесь выходят не душевные, личностные качества, а внешний блеск, антураж. Видно, что Анатолю доставляло удовольствие привлекать к себе взгляды молодых барышень, нравилось производить впечатление. Главная, определяющая черта характера Анатоля — его самовлюбленность. Она выражается во всем. Законы морали, нравственности для него не существуют. На людей он привык смотреть, как на пешек. Психологический портрет Курагина контрастен образу Андрея Болконского и Пьера Безухова, в характере которых определяющим было духовное, нравственное начало.
В потоке жизни судьба Анатоля пересекалась с жизненными дорогами Наташи, Пьера Безухова, княжны Марьи, Андрея Болконского. Он принимал участие в масштабных исторических событиях (Бородинской битве). При этом всем людям, встречающимся на его пути, он приносил только страдания и разрушение так же, как и его сестра — холодная, жестокая Элен. С семьей Болконских связан эпизод сватовства Анатоля Курагина. От княжны Марьи ему были нужны только деньги, наследство, он с иронией относился к ее внешности, с презрением отзывался о старом князе.
Его сватовство больше напоминало фарс. Бравый внешний вид Анатоля оказал влияние на княжну Марью. Ей показалось, что в лице этого статного, сильного героя она обретет защиту, опору, избранника. Но за внешним блеском Анатоля скрывалась пустота, животные инстинкты, которые безошибочно угадал в нем старый князь. Герой не переставал смотреть на ножки мадмуазель Бурьен, с которой впоследствии изменил княжне Марье. Щегольство, бесконечные любовные интриги сделались для него привычными: «На всю жизнь он смотрел как на непрерывное увеселение, которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него».
В чем же скрыт секрет его развращающего обаяния? По натуре Анатоль не был карьеристом, он не обладал находчивостью или красноречивостью. Но «у него была драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность». В имении старого князя он чувствовал «тщеславное удовольствие, видя свое влияние на трех женщин». Чувство искренней любви, уважения, нежности к женщине незнакомо Анатолю. Для него каждая девушка является объектом удовольствия, игрушкой. При этом герой был абсолютно убежден в том, что никогда не сделал ничего дурного, что «ему нельзя было жить иначе, чем так, как он жил». Анатоль — это средоточие и логическое развитие порока. Его единственной страстью было веселье и женщины.
Под чудовищное влияние Анатоля попала и Наташа Ростова в один из переломных моментов своей жизни. Разлука с князем Андреем стала для нее тяжелым испытанием. Растерянностью, неопытность героини с легкостью воспользовался Анатоль. Их встреча произошла в театральной ложе, во время исполнения оперы. Толстой всячески подчеркивает искусственность, пошлость атмосферы представления на сцене и в жизни героев. Всему свету было известно печальное прошлое Анатоля. Когда-то за неосторожную связь на границе один польский помещик заставил его жениться на своей дочери. Впрочем, скоро Анатоль оставил свою жену и ребенка, снова вернувшись к привычному образу жизни. Он не сводил своих наглых глаз с Наташи так долго, что бедная девушка уже не чувствовала границы стыдливости между ними.
Анатоль не останавливается ни перед чем ради своей прихоти. Не осознавая катастрофических последствий и безрассудности своих действий, он пытается тайно увести из Москвы Наташу и жениться на ней. Но, к счастью, его эгоистическим планам не суждено было осуществиться. При этом, видя попранную репутацию девушки, он не испытывает ни сострадания, ни сожаления. На столько глубоко очерствело сердце этого человека. Даже во время решающего разговора с Пьером с лица Анатоля не сходит «робкая подлая улыбка», которая было так характерна и для жены Пьера. Недаром он говорит Анатолю: «Где вы — там разврат, зло». Анатоль — олицетворение подлости, лжи всего светского общества, оторванного от национальных корней, погрязшего в бесконечных удовольствиях и кознях. А зло рано или поздно разрушает себя изнутри. Наступает неминуемая расплата за содеянное.
Главное испытание в жизни Анатоля Курагина — это участие в Бородинской битве. Эта битва — сюжетный узел всего романа. Сюда стянуты все линии развития героев. Это своеобразный момент истины, в котором проверяется характер человека, стоящего перед лицом смерти. Но, вероятнее, важнее всего для Анатоля было не само участие в исторически важной битве, а закономерная встреча с Андреем Болконским. После произошедших с Наташей событий князь Андрей возненавидел ее обидчика и поклялся отомстить ему. Но, увидев Анатоля, у которого только что отняли ногу, сердце его дрогнуло. Перед Болконским лежал не франт или столичный щеголь, а несчастный, «страдающий, обессилевший человек». Князь Андрей сразу же вспомнил детство, первые обиды и неудачи. Он осознал, что истинный смысл жизни заключается в любви и прощении.
Как известно, эго и любовь несовместимы. В этой характеристике заключена гуманистическая позиция автора, для которого не существует деления людей по уровню их успешности, положения в обществе. Главное — к чему приходит человек, какие духовные открытия он совершает. Противопоставляя эгоизм и порочность Анатоля Курагина нравственному стержню Андрея Болконского и Пьера Безухова, автор высвечивает подлинные, непреходящие ценности жизни. Анатоль стал калекой еще до участия в Бородинском сражении. Самое страшное в том, что он с детства был нравственно искалечен. Он привык не жить, а казаться. Постоянные страхи потерять сферу влияния на других, отсутствие искренней привязанности погубили его душу. Жизненный путь Анатоля в который раз доказывает, что страсть и эгоизм разрушают своего носителя.