Илья Ильич Обломов — человек очень своеобразный, можно сказать, необычный. На протяжении всего романа мы наблюдаем за жизнью этого героя, которая в основном заключается в лежанье на диване и бесплодных размышлениях о жизни.
Мы понимаем, что Обломов резко отличается от «обыкновенных» людей. Понимает это и сам герой. В 8 главе произведения он начинает размышлять об этом. К каким же он приходит выводам?
На грустное раздумье о себе и своей жизни Илью Ильича наталкивает фраза Захара, который приравнивает своего барина к другим смертным: «Я думал, что другие, мол, не хуже нас, да переезжают, так и нам можно…» Это сопоставление вызывает в Обломове бурю протеста: «Другие не хуже! — с ужасом повторил Илья Ильич. — Вот ты до чего договорился! Я теперь буду знать, что я для тебя все равно, что «другой»!»
Кто же такой «другой» в понимании героя? Почему эти слова Захара так возмутили Илью Ильича? Мне кажется, больше всего барина задело то, что для своего слуги он не единственный, не «царь и бог», не самый лучший и особенный. Крепостное право выработало в герое представление о себе как о выдающейся особе, исключительной, единственной и неповторимой. А слова Захара поставили Илью Ильича «на место» — он один среди многих.
В гневе Обломов начинает убеждать Захара в своей исключительности, в том, что он лучший. «Другие» ведь и бегают целый день, суетятся, о чем-то беспокоятся. А он выше всего этого — сам никогда даже чулка на себя не надел («слава богу, есть кому!») «Другие» едят не вдоволь, худощавые и несчастные на вид. А Илья Ильич разве такой? Он — «барин»!
Практически доведя Захара до слез, Обломов успокаивается и погружается в ленивое самодовольство. Но лишь на несколько минут. Голос совести, чувство справедливости заставляют его вернуться к теме «других». Начиная честно рассуждать с самим собой, герой убеждается, что его превосходство над «другими» во многом мнимое. Ведь эти «другие» давно бы уже сделали все то, что нависает над Обломовым дамокловым мечом, но решить эти вопросы герой не в состоянии. «Другие» давно бы уже составили и начали осуществлять план благоустройства имения, «другие» давно бы уже съехали с этой квартиры и нашли себе иное жилье.
Больше того, сам Обломов понимает, что его жизнь далека от идеалов, начертанных в его уме. Герой осознает в себе большой потенциал, «клад», который, однако же, завален всяким хламом.
В чем причина этого? Ответ на вопрос автор дает в следующей главе, рассказывающей об истоках характера Ильи Ильича, — в «Сне Обломова».