Проблема человеческого гения волнует умы не только ученых: генетиков, антропологов, философов, социологов, психологов, — но и обычных людей, простых обывателей, будущих родителей и учителей. Как воспитать человека, который будет докой во всех сферах жизни? Ответ прост: никак, им надо родится. Да и рождаются такие люди не так уж и часто. Безусловно, для каждого родителя его ребенок — Спиноза, в каждой школе найдется хотя бы один ученик с прекрасными способностями. Но стоит ли называть его гением? Простых способностей мало, нужен талант. Недостаточно просто быть умным, или высококлассным специалистом, гений — это куда более емкое понятие. А уж если человек говорит, что талантлив во всем, то он наверняка лукавит.
Хотя были и исключения. Практически каждая нация имеет своего гения: в Италии это Леонардо Да Винчи, великий мастер Ренессанса, шесть веков назад уже представивший свои разработки в области анатомии, оптики, гидравлики и инженерии, предупредивший многие открытия современной науки, в Америке — Бенджамин Франклин, философ, политик, архитектор, пионер научного растениеводства, в России — Михаил Ломоносов, писатель, химик, астроном, реформировавший систему русского языка и основавший ведущий университет страны. И в каждой стране имена этих людей стали нарицательными. Однако если мы посмотрим на даты жизни этих великих людей, мы поймем, что жили они в XVII, XVIII, а то и в XV веках. Неужели после них не рождались таланты, равные им? Неужели в наши дни невозможно появление нового Ломоносова? Как ни прискорбно, но я осмелюсь заявить, что это так.
Сейчас на фоне стремительного развития науки и техники наблюдается общий спад умственных способностей появляющихся на свет детей. И это не голые слова: ученые мира хватаются за голову, день за днем фиксируя хроническое «отупение» их наций. И во многом винить нужно этот самый технический прогресс, дети не хотят думать, за них это делают компьютер и прочие достижения науки. В Японии родители уже запрещают детям работать за компьютером: дети пишут от руки. Поводом к таким переменам послужило неуклонно растущее количество ошибок в письменных работах детей. Несмотря на открывшиеся возможности для качественного обучения детей, получения достойного образования, уровень образованности только падает. И это при огромном росте числа академий и ученых, новых возможностях для творчества.
Не родится Ломоносов еще и потому, что ему этого сделать не дадут, во всяком случае, в нашей стране, где дипломы об образовании можно купить в московском метро. Гений сейчас оценивается в 2000 долларов, степени и ученые звания раздаются сотнями. Еще в начале века, когда знаменитому пролетарскому писателю Алексею Максимовичу Горькому было отказано в академическом звании, разразился скандал на всю Россию. Чехов и Короленко в знак протеста вышли из Академии. Эта неприглядная история продолжилась и после Октябрьского переворота, когда Алексей Максимович, став законодателем социалистического реализма, вычеркнул из списков на пайки знаменитого филолога и лингвиста академика Алексея Александровича Шахматова, бывшего противником присвоения Горькому этого звания. И старый ученый умер в 1920 году от истощения, затаскивая к себе на чердак охапку дров. Подобные страсти, терзавшие прежнюю науку, сейчас просто невероятны. Сейчас автор «Песни о буревестнике» не стал бы терять время на полемику, а купил бы себе нужный диплом, оставив с носом недоброжелателей. Так что, родись Ломоносов сейчас, вряд ли пошел бы он с одной копейкой в кармане покорять столицу своим гением.
Но это в России. А что же в развитых странах бывшего капиталистического лагеря? Там образование не дается так легко, и таланты и способности оцениваются по заслугам, недаром десятки тысяч молодых ученых уезжают зарубеж. Нет, мне кажется, и там не родится сейчас Бенджамин Франклин, которого по праву называют «американским Ломоносовым». На западе потому так и следят за системой образования, что не хватает самородков, они готовы дать стипендию на обучение любому, кто докажет, что в 15 лет человек способен понять и осмыслить большее, чем «Приключения Тома Сойера».
Некоторые ученые говорят о негативном влиянии экологического фактора. Так ли это? Возможно, ужасающее состояние окружающей среды влияет на интеллектуальный потенциал теперешнего поколения? Я склонна согласиться с этой теорией, но нельзя не принять во внимание и тот факт, что дети просто не хотят читать, узнавать что-то из книг. Куда более образовательным занятием кажется им просмотр телевизионных передач.
Конечно, со мной не согласятся многие: мол, дело не во времени, вероятность того, что родится гений такая же, как и того, что на свет появится человек с откровенно низкими умственными способностями. Да, вероятность есть. Но наше поколение людей потеряло жажду к знаниям и саморазвитию, многие родители не задумываются о том, что их ребенок в 6 лет не умеет читать, они не задумываются о том, чтобы объяснить ему примитивные понятия нравственности.
Я считаю, что в наше время не «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» ни Российская, ни какая другая «земля рождать».