Мой любимый рок-поэт (По творчеству Юрия Шевчука)

На мой взгляд, очень часто, говоря о современной поэзии, исследователи упускают из внимания рок-поэзию. Но, мне кажется, что следует говорить о богатстве, таланте и своеобразности подобных произведений.
В современной культуре, которая носит массовый характер, рок-поэзия стоит особняком. Возможно, она “чувствует свою силу” и не нуждается в повсеместном интересе, она рассчитана на более узкий круг людей.
На мой взгляд, одним из лучших рок-поэтов нашего времени является Юрий Шевчук. Каждое его творения имеет глубокий смысл.
Этот

поэт в своих песнях обращается к самым различным темам. Как и большинство людей, его волнует любовь как самое сильное и яркое чувство. Можно сказать о том, что многие песни Шевчука носят символический характер:
Две мечты и печали.
Стакан мы, воскреснув, допили до дна.
Я не знаю, зачем тебе дан,
Правит мною дорога – луна.
И не плачь, если можешь, прости,
Жизнь – не сахар, а смерть нам не чай
Мне свою дорогу нести.
До свидания, друг, и прощай.
Таким образом, автор создает картину расставания влюбленных, причем ситуация эта рисуется за счет символов. В финале текста они образуют полную картину душевного
состояния лирического героя:
Я там, где небо без крыши, где дым без огня,
Где саблезубые мыши все мимо меня,
Где гвозди, вбитые в воду, ржавеют дождем,
Где мы в непогоду погоду найдем.
Интересно восприятие Юрием Шевчуком городов, которые он одушевляет. Поэт придает им различные образы, подчас весьма необычные. Например, Петербург у Шевчука сравнивается с черным псом. Но мне кажется, что при всей живости данный образ все же отражает некую бездушность этого города:
Черный пес Петербург – морда на лапах,
Стынут сквозь пыль ледяные глаза.
В эту ночь я вдыхаю твой каменный запах,
Пью названия улиц, домов, поезда…
При помощи противопоставления живого и неживого в Петербурге автор создает образ противоречивого и разного города.
Надо отметить, что в творчестве Шевчука преобладают пессимистические тона. Очень часто лирический герой не видит истинного пути в своей жизни. Он все время испытывает непонятную тревогу:
Старше слова дорога, вспомним новые строчки,
В них веселья немного, все овраги да кочки.
В них тревожные вести, печальные ноты,
В них лицо кричит, кто ты, я к себе же без лести.
Лирический герой, испытывая душевную боль, все же стремится к внутреннему очищению и спокойствию. Он стремится к переменам. Для него новая жизнь становится главной и единственной целью:
Я купался в реке, а в далеких церквах
Я молился ему и просил об одном:
“Отгони от меня ты сомненья и страх,
Сохрани и спаси этот дом”.
Без сомнения, стихи Юрия Шевчука носят философский характер. У поэта свое, отличное от других, отношение к действительности. Он видит истинное счастье в вере, несмотря на сложность и подчас бессмысленность человеческого существования. И именно любовь становится той силой, которая облагораживает, делает человека лучше.
Для Шевчука свойственна и еще одна, совсем необычная, казалось бы, тема – неприятия высшего класса:
Я чествую вас, сыновья дипломатов,
Юристов, министров и профессоров.
Ожиревших от риз журналистов-магнатов,
Многотонных поэтов и суперпевцов…
Отношение лирического героя к подобной категории людей носит негативный характер. Автор не может принять их жизнь за счет других и видит в этом разлагающее начало. В “Мальчиках-мажорах”, на мой взгляд, проявляется ирония поэта в его восприятии подобных людей:
Раскройте рты, сорвите уборы,
По улице чешут мальчики-мажоры,
Раскройте рты, сорвите уборы,
На папиных “Волгах” мальчики-мажоры.
Таким образом, говоря о творчестве Юрия Шевчука, нужно отметить, что его произведения носят проблемный характер, причем круг тем, к которым обращается поэт, весьма широк.
Мир этого поэта, его восприятие действительности очень часто представляется в темных тонах. Лирический герой не может найти своего пути, он полон противоречий, душевной боли и одиночества. Единственным его спасением становится любовь, но и она очень часто оказывается бессмысленной и ненужной…



spacer
Мой любимый рок-поэт (По творчеству Юрия Шевчука)