Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов людей. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Помнить о войне, о героизме и мужестве людей, бороться за мир — обязанность всех живущих на земле. Поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига нашего народа в Великой Отечественной войне. В этих произведениях показана значимость борьбы и победы, героизм советских людей, их нравственная сила, преданность Родине.
Автобиографическая повесть «Это мы, господи!..» была написана К. Воробьевым в 1943 году. Страшные картины проходят перед глазами читателя.
«Стриженные головы, голые ноги и руки лесом торчат из снега по сторонам дорог. Шли эти люди к весту пыток и мук — лагерям военнопленных, да не дошли, полегли на пути… и молчаливо и грозно шлют проклятия убийцам, высунув из-под снега руки, словно завещая мстить, мстить!..»
«Двести голосов, просящих, умоляющих, требующих, наполнили деревеньку… Как морской шквал рвет бросает из стороны в сторону пенную от ярости волну, так пригоршни капусты, бросаемые старухой, валили, поднимали и бросали в сторону обезумевших людей… Но в ту минуту раздалась дробная трель автомата. Старушка, нагнувшаяся было за очередной порцией капусты, как-то неловко ткнулась головой в корзину да так и осталась лежать без движения…»
Что добавить к этим строчкам? Да и нужно ли, можно ли?
Своеобразно раскрывает тему войны белорусский писатель В. Быков. Его произведения отличаются нравственно-психологической проблематикой. В повести «Сотников» действия происходят зимой 1942 года. Партизанский отряд, обремененный женщинами, детьми, ранеными, окружен. Кончаются боеприпасы, нечем кормить людей. В разведку посылаются двое — Сотников и Рыбак. Они попадают в руки фашистов. Перенеся пытки, Сотников погибает. Рыбак ценой предательства остается жив. Два типа жизненного поведения, цена подвига и позорный финал нравственного компромисса, истоки героизма и предательства — вот главные проблемы, раскрывающиеся через эти образы.
Рыбак — смелый боец, когда за его спиной стоят свои. Оказавшись же один на один с врагом, он идет сначала на компромисс, потом — на предательство и убийство товарища.
Сотников — скромный человек, без всяких внешних признаков героя, необыкновенной личности, бывший учитель. Почему, будучи больным, слабым, он пошел на ответственное задание? Ведь одной из причин того, что они оказались в руках врагов, явилась его болезнь: он не сдержал душивший его кашель и этим обнаружил себя и Рыбака. Но, попав в плен, он не стал предателем, он вынес все пытки. Истоками его мужества, героизма явилась глубокая убежденность в справедливости той борьбы, которую ведет народ, воспитавший и вскормивший его. Сотников погибает физически, но не духовно. Перед казнью он видит в толпе мальчика, встречается с ним взглядом и убеждается, что честно выполнил свой долг на земле.
Невозможно даже перечислить все произведения, воспевавшие героизм народа в Великой Отечественной войне. На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Книги о войне — тоже памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания — учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира.