Любовь с силою Архимедова рычага движет миром.
И. А. Гончаров
Этот «всемогущий рычаг» двигает и Ф. И. Тютчева. Тютчев — поэт любви! Но любовь у него не тиха, не спокойна, не блаженна, как у Гончарова в романе «Обломов». Основной идеей творчества Тютчева является противопоставление хаоса и космоса: под этим углом у Тютчева показана любовь. Хочу привести слова В. Соловьева: «Но и сам Гете не чувствовал так сильно ту таинственную основу всякой жизни — природной и человеческой — основу, на которой зиждется и смысл космического процесса, и судьба человеческой души, и вся история человечества…» Уж не любовь ли это? «Таинственная основа всякой жизни » ?
Любовь, любовь — гласит преданье —
Союз души с душой родной —
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И… поединок роковой…
Эти строки из стихотворения Ф. И. Тютчева «Предопределение». Здесь мы видим любовь в понимании поэта. Хочу обратить внимание на сильную паузу после союза «и»: таким образом Тютчев выделяет основные слова стихотворения «поединок роковой». Он как бы обрушивает их на нас, как бы говорит, что возражений этому определению нет и быть не может! В этом стихотворении поединок любви предстает нам борьбой двух душ, с одной стороны, родных, а с другой — противостоящих друг другу. А как это отражено с точки зрения полифонии? Здесь преобладают звуки «л», «м», «р», «о», «е», «и», которые одновременно представляют вещи нежные, мягкие и громкие, страшные, мрачные. Мы опять видим противопоставление, поединок.
А теперь я хочу разобрать стихотворение, в котором мы видим поединок любви и судьбы. Конечно, мы не можем точно говорить о борьбе любви с судьбой, так как любовь и судьба одновременно и соединяются, и противопоставляются.
…О, оглянися, о, постой,
Куда бежать, зачем бежать?..
Любовь осталась за тобой,
Где ж в мире лучшего сыскать?..
Здесь Тютчев, можно сказать, осуждает человека за его ненасытность: человеку дано высшее благо — любовь, а он еще куда-то бежит, чего-то хочет. Поэт показывает, что человек все равно бессилен перед любовью, перед судьбой:
…Из края в край, из града в град
Судьба, как вихрь, людей метет,
И рад ли ты, или не рад,
Что нужды ей?.. Вперед, вперед!..
И чтобы усилить этот роковой смысл роковой любви, Тютчев использовал в этом стихотворении кольцевую композицию.
Действительно, роковой для жизни любовь предстает перед нами в стихотворении «Близнецы». Вспомните его последние строки:
И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений —
Самоубийство и Любовь!
Вот уж точно, что любовь может привести к самоубийству. Поэтому Тютчев не случайно называет их близнецами. При этом одни близнецы — Смерть и Сон — противопоставляются другим близнецам — Самоубийству и Любви. Вот он опять — «поединок роковой»!
Продолжая тему объединения, хочу обратить внимание на стихотворение «Два единства»:
«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью…»
Но мы попробуем спаять его любовью, —
А там увидим, что прочней…
Здесь любовь, конечно, не роковая. Но я хочу показать поединок «железа, крови» и любви. В этом стихотворении Тютчев говорит о франко-прусской войне («кровь льется через край…») и призывает к миру — к любви! Что можно сказать об полифонии: [жъл’э’зъ, кро’в’ и л’убЪ’в’]. в первых двух словах преобладают мрачные и страшные вещи: звуки «р», «ж», «я»; а в слове «любовь» звуки «л», «в», «о» обозначают вещи мягкие и нежные — мы видим противопоставление…
А почему же Тютчев пишет о роковой любви, почему не о любви мягкой и спокойной? Мы знаем, что поэт много раз любил, и, очевидно, он от этого страдает, любовь для него — «роковой поединок» двух душ. Например:
…Не верь, не верь поэту, дева;
Его своим ты не зови —
И пуще пламенного гнева
Страшись поэтовой любви!..
Очевидно, здесь Тютчев пишет про себя самого; рассказывает о своей любви — «пламенном гневе», роковом «гневе».
Сейчас я хочу разобрать еще одно автобиографическое стихотворение Тютчева, связанное с любовью поэта к Е. А. Дени-сьевой. Это мое любимое стихотворение «О, как убийственно мы любим…». Здесь поэт говорит о том, что любовь не вечна и что ее нужно охранять, иначе она умрет:
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Также Тютчев показывает, как прекрасное чувство любовь может стать роковым для человека:
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Таким образом, в этом стихотворении мы видим «роковой поединок» любви в душе поэта: он хочет любить, не боится обжечься, не желает делать кому-либо больно. А теперь я хочу сказать о том, что любовь у Тютчева становится роковой именно из-за его хаоса-космоса, из-за его двойного бытия. В этом самом двоемирии, которое, надо сказать, является и основным мотивом лирики Фета, любовь у Тютчева тоже раздваивается и начинает бороться сама с собой: с одной стороны, тютчевская любовь ласковая и нежная, а с другой — страшная, губящая людей, роковая… В связи с этими мотивами хаоса, двойного бытия последним стихотворением, которое я бы хотела разобрать, будет «О вещая душа моя!..». Может показаться, что это стихотворение не связано с любовью, но ведь «сердце, полное тревоги, бьется на пороге как бы двойного бытия»?!
…Так, ты жилица двух миров…
Вот она, наша душа, которая все время мечется в двойном бытии, мечется из-за «рокового поединка» любви. Выражение любви в этом стихотворении мы найдем и в полифонии: преобладают звуки «е», «о», «а», «л», «в», «н», «ш», «ж», которые обозначают нежные, ласковые, любовные вещи и в то же время вещи великие, глубинные, всеобъемлющие — хаос.
Таким образом, подводя итог, хочу сказать, что любовь как «роковой поединок» пронизывает все творчество Тютчева, всю его душу. Из любви как «рокового поединка» у Тютчева выросла вся любовная лирика Блока, Цветаевой. Вот какое наследие подарил нам великий поэт!
Поистине «любовь с силою Архимедова рычага движет миром». Она «двигала» Фета, Тютчева, потом Блока и до сих пор «двигает» всех нас. Ведь в нашей жизни любовь — тоже «поединок роковой».