…Борьба есть условие жизни… В. Белинский Поэма — один из самых интересных и трудных жанров литературы. Уже само положение поэмы в системе родов литературы указывает на своеобразие этого жанра. С одной стороны, поэма может принадлежать к эпосу — таковы «Полтава» А. С. Пушкина, «Хорошо!» В. В. Маяковского, с другой...
Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Печорин и Вулич
Весь роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно назвать фатальным. Но только последняя глава называется «Фаталист». Вообще, не одна из глав всего произведения не связана с другой, и в этом тоже можно усмотреть некую фатальность. Печорин проживает как будто множество жизней: в «Бэле» похищает Бэлу, в «Княжне Мери»...
Философские вопросы и их решение в поэме М. Ю. Лермонтова «Демон»
В поэме Лермонтова «Демон» идет размышление над философскими вопросами. Главный конфликт в поэме — это противопоставление добра и зла, где Демон — «дух исканья», индивидуум, который «сеял зло без наслажденья», а Тамара — это «ангел земной», «святыня добра, любви и красоты». Это две противоположные личности. Увидев Тамару, Демон захотел...
Образ Печорина в романе «Герой нашего времени»
Главным героем является Григорий Александрович Печорин, молодой человек лет двадцати пяти. В нескольких местах романа автор дает описание внешности героя, указывая некоторые ее признаки с характером. Впервые Печорин предстает в романе перед Максимом Максимычем в крепости за Тереком («Бэла»):»Он явился ко мне в полной форме… Он был такой тоненький,...
Роль образа Вулича в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Система образов романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», как и вся художественная структура романа, подчинена, прежде всего, раскрытию авторского замысла через образ главного героя. Однако второстепенные персонажи самоценны, имеют вполне самостоятельное значение как полнокровные художественные типы. Тема судьбы, предопределения и свободы воли выступает главной в лермонтовском произведении и...
Мцыри
Где не погибло слово, Там и дело еще не погибло. А. И. Герцен Человек, любящий и умеющий читать, — счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти — книги. Книги встречают нас в раннем детстве и сопровождают нас всю жизнь. В книге «Мцыри» Лермонтов рисует...
Язык романа Лермонтова «Герой нашего времени»
«Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова,- писал Чехов.- Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах,- по предложениям, по частям предложения… Так бы и учился писать». Язык романа отличается точностью в употреблении слова, простотой построения фразы. Лермонтов не употребляет ни архаизмов,...
Анализ стихотворения «Родина» Лермонтова
В этом стихотворении Лермонтов противопоставляет свой патриотизм патриотизму официальному, казенному. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, «горестями и радостями его жизни. Свою любовь к родине Лермонтов называет «странной» потому, что он любит в своей стране народ, природу, но ненавидит «страну господ»,...
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Я не унижусь пред тобою…» (восприятие, истолкование, оценка)
Любовь всегда была излюбленной темой поэтов. И в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова любовь являлась одной из центральных тем. Великий русский поэт был от природы влюбчив и горяч. Для Лермонтова любовь — одно из самых сильных, ярких человеческих чувств и самое естественное проявление человеческих отношений. Любовь, как и поэзия, овладевает...
Анализ стихотворения «К***» («Я не унижусь пред тобою…»)
Любовь занимает важное место в творчестве многих поэтов. Большое внимание этой теме уделял и Михаил Юрьевич Лермонтов. Стихотворение «К***» («Я не унижусь пред тобою…»), написанное в 1832 году, посвящено Наталье Федоровне Ивановой, в которую тогда был влюблен молодой поэт. В произведении речь идет о разочаровании, о неразделенной любви, об...
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта»
При анализе первой строфы важно отметить, что судьба Пушкина осмысляется как судьба поэта вообще и оформляется в романтических категориях: «оклеветанный молвой», «жажда мести», «поникнув гордой головой», «восстал… против мнений света», «свободный, смелый дар», «дивный гений», «торжественный венок». Основные темы здесь — конфликт поэта и толпы, божественный дар и обреченность...
Печорин и Максим Максимыч (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Время… Это оно встало непреодолимой стеной между двадцатыми и тридцатыми годами прошлого века. Время отбросило назад шумные споры о будущем России, мечты, радость ожидания грядущих перемен. Все осталось там, за тридцатым июля 1826 года — страшным днем казни декабристов.^ Не услышишь больше слова «свобода»; «средь бурь пустых томится юность»...
М. Ю. Лермонтов о поэте и поэзии
Лирика М. Ю. Лермонтова четко делится на два периода — ранний (камерный, интимный, «лирика о себе») и поздний, где главной целью становится миссия поэта-пророка «глаголом жечь сердца людей». Стоит заметить, что поэт-пророк у Лермонтова не только дерзко бросает вызов обществу и мирозданию, но и подводит предварительные итоги своей жизни...