Классицизм XVII — XVIIIвв

Классицизм (от лат. Classicus — «образцовый») — напряженно-драматический и в то же время гармонически-величественный стиль — окончательно утвердился во второй половине XVII в. Классицизм с его устремленностью к гражданской тематике сохраняет любовь к упорядоченности, ясности языка, верен трагедии, эпической поэме, оде. Трагедии Расина, комедии Мольера, басни Лафонтена, размышления Буало о словесном искусстве можно сравнивать с творениями древних — трагедиями Еврипида, комедиями Аристофана, баснями Эзопа, поэтикой Аристотеля…


Поставленная гуманистами Возрождения цель — создать искусство, ни в чем не уступающее античным образцам, — была достигнута в творениях французских классицистов и их последователей.
Именно классицизм стал символом культуры Франции XVII в. Теоретики классицизма считали, что основу красоты в искусстве составляют определенные правила, следовать которым необходимо неукоснительно они призывали подражать «упорядоченной» природе: подстриженным газонам и цветникам, радующим глаз просвещенного человека.
Многочисленные трактаты об искусстве, написанные классицистами во главу угла ставили гармонию, разумность
и творческую дисциплину поэта, обязанного противостоять хаотичности мира, в котором бушуют страсти. Самый известный французский теоретик классицизма — Никола Буало-Депрео (1636-1711). В его трактате «Поэтическое искусство» (1674г.) практика современников-литераторов обрела вид стройной системы. Каждому жанру в теории Буало соответствует стиль: слог, которым может быть написана басня («средний» жанр), не годится для героической поэмы («высокий» жанр) и т. д. На первое место Буало ставил драматургию, а в ней выделял трагедию. Ей более всего подходили сюжеты из античности, из жизни королей и героев.
Классицизм просветительного периода опирается на опыт классицизма XVIIв. Он стремился к упорядоченности, стройной структуре художественного мира, исходит из принципов «правильного искусства» и ясной манеры изложения и ориентируется на просвещенный вкус. Александр Поп и Вольтер, Лессинг и Гете отдают дань этому направлению, особенно в традиционных «высоких» жанрах — эпопее, трагедии, оде, — насыщая их содержание злободневной гражданской проблематикой. Принцип классицизма — единство действия: единство действия (т. е. не прерывая стихотворный рассказ), единство места (т. е.) и единство времени (т. е. в течение 24 часов).
Для русского классицизма характерна сословная обособленность, условность, схематизм в изображении действительности. Наличие в литературном языке классицизма церковно-славянских оборотов и слов делало его резко отличным от народного языка. Строго определялось различие между жанрами, каждому жанру соответствует определенный стиль языка — «штиль». В последствии классицизм заменяется сентиментализмом и романтизмом.



spacer
Классицизм XVII — XVIIIвв