Классицизм в живописи

Классицизм как направление в искусстве возник в России и в других странах на политической основе. Он возник во время укрепления абсолютизма и должен был служить его укреплению и прославлению.
Зрелый просветительский классицизм установился в России во второй половине 18 века. В это время одно из ведущих мест занимают историческая живопись и парадный портрет,
Большую серию портретов создал крупнейший живописец второй половины 18 века Дмитрий Григорьевич Левицкий. Он был замечательным колористом. Его портреты всегда тонко сгармонированы в цвете, причем часто художник прибегает к очень интенсивным тонам (сочный малиновый бархат, белый атлас, голубой муар), собранным в единую цветовую гамму.
Рассмотрим живописный портрет Дьяковой.
Это, пожалуй, несколько интимный портрет. В нем Левицкий пытается немного отойти от строго традиционных правил письма парадного портрета. Этот портрет не овальный, как это было принято, а прямоугольный. Позу Дьяковой тоже никак нельзя назвать парадной, изображение дано в полупрофиль, что несвойственно парадным портретам. Художник постарался наделить Дьякову чертами, которые он хотел бы видеть в ней. В какой-то мере это ему удалось, мы можем даже сказать, что он относится к Дьяковой с симпатией. В этом, конечно, должно бы выразиться прямое отличие от классицизма, но… глядя на портрет, я не могу представить себе эту женщину в жизни. Какая она: добрая или злая, умная или глупая? Правда, некоторые считают, что в ее глазах ум, но, как я ни стараюсь, я не могу убедить себя в этом.
Выходит, Левицкому хотелось показать внутренний мир женщины, но это ему не удалось. Он, если можно так сказать, сделал примечание, но правило осталось там же.
В остальном же Левицкий верен традиционным канонам классицизма. Фон портрета темный, ограничивающий. Основные цвета раскрываются в деталях портрета. Так, зеленоватая окраска банта переходит в нежный цвет платья, шарфа, повторяется в ленте. Цвет румянца и губ используется при наложении теней на платье и шарф. Цвет волос в сочетании с цветом платья дает коричневато-зеленоватый фон портрета. Очень точно переданы прозрачные, тонкие кружева с вышивкой, блестящий шелк платья.
Парадный портрет, написанный Левицким, несомненно, принадлежит к классицизму, хотя художник немного и отходит от его канонов.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
Классицизм в живописи